![]()
|
CЛИВ-НА-МОН - ГОРА ЖЕНЩИН Материал
взят из
журнала Колесо
Года с
сайта druidism.ru
Автор
статьи - Linnen |
На ирландском языке название этого места звучит как Sliabh na mBan (Гора Женщин). Это гора в графстве Типперэри в провинции Мунстер. Гора получила свое имя от женщин фейри Feimhin, которые околдовали ФиннаМак Кумала и его воинов. Другая легенда рассказывает о том, как Финн выбирал себе невесту, восседая на горе. Несколько женщин бежали на вершину горы, первой вершины достигла Грайне, так как Финн был в неё влюблен и указал короткий путь, так Грайне и стала женой Финна. Эта легенда противоречит одной из самых известных легенд «Диармайд и Грайне», где сказано, что Финн взял в жены Грайне уже в почтенном возрасте, так что можно предположить, что на холм прибежала быстроногая и светловолосая Майнесс, которая стала первой женой Финна, а когда та умерла, он взял в жены Грайне. Другие названия: Sliab Ban Finn (Гора Светловолосых Женщин), Sliabh na mBan Fionn (Гора Женщин Фениев), Slievenamon, Slievenaman, Slieve-na-Man (англизированные варианты написания). Самые ранние поселения в этом районе относятся к каменному веку. Расселение шло по рекам. Вероятно, их привлекли густые леса, богатые дичью. Позднее, когда люди перешли к сельскому хозяйству, а долины были расчищены под поля, гора из-за своего центрального положения и досягаемости стала местом поклонения и захоронений, пристанищем и местом отдыха. Несомненно, что самым интересным монументом на горе является каирн, который находится очень близко к вершине горы. Местные называют его просто «Скала». Каирн представляет собой большое скопление камней или курган, который, согласно мнению авторитетных исследователей, скрывает под собой могилу перехода, но раскопки там еще не проводились. С горы открывается вид на замок Рок-оф-Кашел (Carraig Phбdraig), который служил резиденцией королям Мунстера. Гора Сливнамон часто упоминается в сагах. У подножия горы простирается равнина Фемен, где находится волшебный холм Сид Фемен (в некоторых сагах этот бруг находится в самой горе – тот самый каирн на её вершине), который также носит название Сид Бан Финд. Сид Фемен традиционно считается резиденцией Бодб Дерга, короля сидов Мунстера, старшего сына (или брата) Дагды. Бодб Дерг В Сиде Фемен у Бодба Дерга был дом, накрепко им заколдованный. Однажды Клиах, арфист короля Трех Росс в Коннахте, пришел к нему просить в жену одну из его дочерей, так он простоял снаружи целый год, играя на арфе, не умея подойти близко к Бодбу или его дочери. Сватовство к Этайн В этой саге Мидир Гордый, сын Дагды, муж Этайн из Племен Богини Дану, после смерти своей первой жены Фуамнах, приходит к верховному королю Ирландии Эохайду, чтобы вернуть свою жену. Тут взял он свое оружие в левую pуку, а пpавой обнял Этайн и унес ее с собой чеpез отвеpстие в кpыше двоpца. Устыдились тогда воины и окpужили своего коpоля. Потом увидели они в небе над Таpой двух лебедей, что полетели в стоpону Сид Фемен . Отпpавился Эохайд со своими лучшими воинами к Сид Фемен, что зовется иначе Сид Бан Финд. И говоpили тогда иpландцы, что надобно pазpушить все волшебные холмы, какие только ни есть в Иpландии, дабы возвpатилась к коpолю супpуга. Пpинялись воины сpывать Сид Бан Финд, но тут явился к ним некий человек и сказал, что не бывало здесь женщины. — Сам пpавитель сидов Иpландии (Бодб Дерг) пpиходил к вам, - сказал он еще,- а сейчас он и женщина в своем коpолевском двоpце (Сид Бри Лейт в графстве Лонгфорд). Идите же, пока не дойдете туда. Этот же волшебный холм, а также сама гора Сливнамон наиболее часто упоминается в цикле саг о фениях. По одной из историй (менее популярной, чем о лососе мудрости) Финн обрел свой большой палец мудрости, защемив его «дверью в Иной мир» в этом холме. Там же он убил Кул Дуба. Бруг на Сливнамон Однажды Финн, Кайльте и пятеро других фениев охотились на севере в Тори и вспугнули прекрасную лань. Они гнали ее весь день и к вечеру добрались до горы Сливнамон — и тут животное словно провалилось сквозь землю. В произведениях оссианского цикла охота — обычное вступление к рассказу о приключениях в Волшебной Стране. Стремительно наступила ночь, а с ней налетела буря со снегом. Фении, искавшие убежища, наткнулись в лесу на большой освещенный бруг, или дворец, и попросили там приюта. Войдя, они оказались в просторном зале, залитом светом, где находились двадцать восемь воинов и столько же светловолосых девушек; одна из них сидела в хрустальном кресле и играла на арфе. После того как гостей попотчевали напитками и яствами, им объяснили, что хозяева этого дворца — Донн, сын Мидира Гордого, и его брат; что они воюют с остальным народом Дану и трижды в год сражаются с ними на поле перед бругом. Сперва под началом каждого из двадцати восьми было по тысяче бойцов, но теперь все они убиты, и выжившие послали одну из дев в облике лани заманить фениев в их чертоги, чтобы просить их помощи в битве, которая должна состояться завтра. Здесь перед нами — вариация на известную тему «спасения Волшебной Страны». Сражаться Финн и его товарищи всегда готовы, и вскоре начинается отчаянная схватка, которая длится с вечера до утра, поскольку волшебное воинство атакует ночью. Наконец нападающие оттеснены, они потеряли более тысячи убитыми, но Осгар, Диармайд и Мак Луга серьезно ранены. Их исцеляют с помощью волшебных трав; по прошествии года Финн заставляет противников заключить мир и обменяться заложниками, с тем чтобы фении могли возвратиться к своим друзьям. Дом Финна В этом сказании упоминается один из музыкантов Финна, Кну Дейркойла из племени сидов. Финн охотился на Сливнамон, когда тот явился ему. Сел Финн на высокую кочку и, оглядевшись кругом, увидел маленького человечка ростом не выше четырех футов. У него были белые, покрывавшие почти всю спину до пояса волосы, и он играл на арфе. Прекраснее музыки Финну еще не доводилось слышать, к тому же человечек не стал усыплять фениев. Он подошел к Финну и вложил свою ручку в его руку. – Откуда ты малыш со своей музыкой? – спросил Финн. – Я из тех мест в Сливнамон, где сиды варят эль и пьют его. Гора Сливнамон по праву занимает такое значительное место в сакральной ирландской географии, так как находится в центре богатейших равнин Мунстера. Именно поэтому это место служит обиталищем предводителя сидов Мунстера, Бодб Дерга, а также в непосредственной близости от горы стоит замок королей этой области. Сакральность этой горы нашла выражение во многих мифах и легендах Ирландии, как место входа в Иной Мир и общения с его обитателями. В 1980-1990-х годах даже устраивали забеги на скорость на вершину горы к каирну. А в более позднем фольклоре гора стала обиталищем ведьм. Этот образ так прижился, что местные школьники разыгрывают спектакли по мотивам этих сказок. Используемая литература: Томас Роллестон «Мифы, легенды и предания кельтов» 1. Кельтские мифы (Серия “Bibliotheca mythologica”) 2. A Dictionary of Celtic Mythology | 2004 | JAMES MacKILLOP 3. The Metrical Dindshenchas 4. Legendary Fictions of the Irish Celts by Patrick Kennedy 5. ПыС Wedma: Хотите
знать, что
это за
сказочки
про ведьм со
Слив-на-Мон?
Вот
например
такая есть (делает
серьезное
лицо): ***
|
Есть
комментарии
?
![]() |