Rambler's Top100

ВЕДЬМА: ГЛАВНАЯ  ВЕДЬМИНА ШКАТУЛКА  ВЕДЬМИН КОТИК    ВЕДЬМИНА КУХНЯ   ВЕДЬМИНЫ ПАУЧКИ  ВЕДЬМИНЫ КАРТЫ  ВЕДЬМИН ЧУЛАНЧИК 
 ВЕДЬМИНА БИБЛИОТЕКА  ВЕДЬ МИН ПАТЕФОН    ВЕДЬМИНА ГАЛЕРЕЯ  ВЕДЬМИНЫ СОСЕДИ  ВЕДЬМИНЫ ТОВАРКИ ВЕДЬМИНА КРАСОТА ВЕДЬМИН СИНЕМАТОГРАФ 

Druidism.ru

CЛИВ-НА-МОН - ГОРА ЖЕНЩИН

Материал взят из журнала Колесо Года с сайта druidism.ru Автор статьи - Linnen
Сказка о Ведьмах горы Слив-на-Мон - народная

На ирландском языке название этого места звучит как Sliabh na mBan (Гора Женщин). Это гора в графстве Типперэри в провинции Мунстер. Гора получила свое имя от женщин фейри Feimhin, которые околдовали ФиннаМак Кумала и его воинов. Другая легенда рассказывает о том, как Финн выбирал себе невесту, восседая на горе. Несколько женщин бежали на вершину горы, первой вершины достигла Грайне, так как Финн был в неё влюблен и указал короткий путь, так Грайне и стала женой Финна. Эта легенда противоречит одной из самых известных легенд «Диармайд и Грайне», где сказано, что Финн взял в жены Грайне уже в почтенном возрасте, так что можно предположить, что на холм прибежала быстроногая и светловолосая Майнесс, которая стала первой женой Финна, а когда та умерла, он взял в жены Грайне. Другие названия: Sliab Ban Finn (Гора Светловолосых Женщин), Sliabh na mBan Fionn (Гора Женщин Фениев), Slievenamon, Slievenaman, Slieve-na-Man (англизированные варианты написания). Самые ранние поселения в этом районе относятся к каменному веку. Расселение шло по рекам. Вероятно, их привлекли густые леса, богатые дичью. Позднее, когда люди перешли к сельскому хозяйству, а долины были расчищены под поля, гора из-за своего центрального положения и досягаемости стала местом поклонения и захоронений, пристанищем и местом отдыха. Несомненно, что самым интересным монументом на горе является каирн, который находится очень близко к вершине горы. Местные называют его просто «Скала». Каирн представляет собой большое скопление камней или курган, который, согласно мнению авторитетных исследователей, скрывает под собой могилу перехода, но раскопки там еще не проводились. С горы открывается вид на замок Рок-оф-Кашел (Carraig Phбdraig), который служил резиденцией королям Мунстера. 

Гора Сливнамон часто упоминается в сагах. У подножия горы простирается равнина Фемен, где находится волшебный холм Сид Фемен (в некоторых сагах этот бруг находится в самой горе – тот самый каирн на её вершине), который также носит название Сид Бан Финд. Сид Фемен традиционно считается резиденцией Бодб  Дерга, короля сидов Мунстера, старшего сына (или брата) Дагды.  

Бодб Дерг

В Сиде Фемен у Бодба Дерга был дом, накрепко им заколдованный. Однажды Клиах, арфист короля Трех Росс в Коннахте, пришел к нему просить в жену одну из его дочерей, так он простоял снаружи целый год, играя на арфе, не умея подойти близко к Бодбу или его дочери.  

Сватовство к Этайн

В этой саге Мидир Гордый, сын Дагды, муж Этайн из Племен Богини Дану, после смерти своей первой жены Фуамнах, приходит к верховному королю Ирландии Эохайду, чтобы вернуть свою жену. Тут взял он свое оружие в левую pуку, а пpавой обнял Этайн и унес ее с собой чеpез отвеpстие в кpыше двоpца. Устыдились тогда воины и окpужили своего коpоля. Потом увидели они в небе над Таpой двух лебедей, что полетели в стоpону Сид Фемен . Отпpавился Эохайд со своими лучшими воинами к Сид Фемен, что зовется иначе Сид Бан Финд. И говоpили тогда иpландцы, что надобно pазpушить все волшебные холмы, какие только ни есть в Иpландии, дабы возвpатилась к коpолю супpуга. Пpинялись воины сpывать Сид Бан Финд, но тут явился к ним некий человек и сказал, что не бывало  здесь женщины. — Сам пpавитель сидов Иpландии (Бодб Дерг) пpиходил к вам, - сказал он еще,- а сейчас он и женщина в своем коpолевском двоpце (Сид Бри Лейт в графстве Лонгфорд). Идите же, пока не дойдете туда. Этот же волшебный холм, а также сама гора Сливнамон наиболее часто упоминается в цикле саг о фениях. По одной из историй (менее популярной, чем о лососе мудрости) Финн обрел свой большой палец мудрости, защемив его «дверью в Иной мир» в этом холме. Там же он убил Кул Дуба. 

Бруг на Сливнамон

Однажды Финн, Кайльте и пятеро других фениев охотились на севере в Тори и вспугнули прекрасную лань. Они гнали ее весь день и к вечеру добрались до горы Сливнамон — и тут животное словно провалилось сквозь землю. В произведениях оссианского цикла охота — обычное вступление к рассказу о приключениях в Волшебной Стране. Стремительно наступила ночь, а с ней налетела буря со снегом. Фении, искавшие убежища, наткнулись в лесу на большой освещенный бруг, или дворец, и попросили там приюта. Войдя, они оказались в просторном зале, залитом светом, где находились двадцать восемь воинов и столько же светловолосых девушек; одна из них сидела в хрустальном кресле и играла на арфе. После того как гостей попотчевали напитками и яствами, им объяснили, что хозяева этого дворца — Донн, сын Мидира Гордого, и его брат; что они воюют с остальным народом Дану и трижды в год сражаются с ними на поле перед бругом. Сперва под началом каждого из двадцати восьми было по тысяче бойцов, но теперь все они убиты, и выжившие послали одну из дев в облике лани заманить фениев в их чертоги, чтобы просить их помощи в битве, которая должна состояться завтра. Здесь перед нами — вариация на известную тему «спасения Волшебной Страны». Сражаться Финн и его товарищи всегда готовы, и вскоре начинается отчаянная схватка, которая длится с вечера до утра, поскольку волшебное воинство атакует ночью. Наконец нападающие оттеснены, они потеряли более тысячи убитыми, но Осгар, Диармайд и Мак Луга серьезно ранены. Их исцеляют с помощью волшебных трав; по прошествии года Финн заставляет противников заключить мир и обменяться заложниками, с тем чтобы фении могли возвратиться к своим друзьям.

Дом Финна 

В этом сказании упоминается один из музыкантов Финна, Кну Дейркойла из племени сидов. Финн охотился на Сливнамон, когда тот явился ему. Сел Финн на высокую кочку и, оглядевшись кругом, увидел маленького человечка ростом не выше четырех футов. У него были белые, покрывавшие почти всю спину до пояса волосы, и он играл на арфе. Прекраснее музыки Финну еще не доводилось слышать, к тому же человечек не стал усыплять фениев. Он подошел к Финну и вложил свою ручку в его руку. – Откуда ты малыш со своей музыкой? – спросил Финн. – Я из тех мест в Сливнамон, где сиды варят эль и пьют его. 

Гора Сливнамон по праву занимает такое значительное место в сакральной ирландской географии, так как находится в центре богатейших равнин Мунстера. Именно поэтому это место служит обиталищем предводителя сидов Мунстера, Бодб Дерга, а также в непосредственной близости от горы стоит замок королей этой области. Сакральность этой горы нашла выражение во многих мифах и легендах Ирландии, как место входа в Иной Мир и общения с его обитателями. В 1980-1990-х годах даже устраивали забеги на скорость на вершину горы к каирну.

А в более позднем фольклоре гора стала обиталищем ведьм. Этот образ так прижился, что местные школьники разыгрывают спектакли по мотивам этих сказок. 

Используемая литература:

Томас Роллестон «Мифы, легенды и предания кельтов» 1.

Кельтские мифы (Серия “Bibliotheca mythologica”) 2.

A Dictionary of Celtic Mythology | 2004 | JAMES MacKILLOP 3.

The Metrical Dindshenchas 4.

Legendary Fictions of the Irish Celts by Patrick Kennedy 5.

ПыС Wedma:

Хотите знать, что это за сказочки про ведьм со Слив-на-Мон? Вот например такая есть (делает серьезное лицо):

***
Однажды вечером сидела одна многодетная женщина у камина. Дети спали, а она собиралась прясть шерсть, как вдруг стук в дверь и тихий страшный голос говорит:
- Открой! Открой!
Женщина, сама не зная как, взяла и открыла дверь.
Вошла старуха, в руках у нее мотки шерсти, на лбу огромный рог. Прошла она молча к камину, стала быстро-быстро сматывать шерсть и разматывать. Затем как закричит:
- А где остальные?
И тут же снова стук в дверь.
- Открой! Открой!
Хозяйка сама не своя открыла дверь, а на пороге еще одна старуха с мотками шерсти в руках, только на лбу у нее 2 рога. Молча прошла она к камину, села рядом с первой и начала сматывать да разматывать шерсть.
Тут крики и стуки в дверь стали раздаваться беспрерывно. Каждый раз входила старуха, несла шерсть, только у каждой рогов было все больше и больше. Набралось 12 старух, и у двенадцатой было 12 рогов. Страх да и только. И все сидят возле камина, сматывают да разматывают шерсть. Вдруг как повернутся все к хозяйке, да как закричат:
- Иди, женщина, и сделай нам пирог! А воды для замешивания теста принеси в решете!
Испугалась женщина, даже на помощь нет сил позвать. Пошла она к колодцу, стала набирать воду решетом, но разве решетом воды наберешь?
Раздался голос:
- Добрая хозяюшка, с тобой говорит хранитель воды в твоем колодце, и вот что я хочу сказать: страшные гости у тебя, но ты не бойся. Сейчас же залепи решето глиной и набирай воду.
Так и сделала женщина. Набрала она в залепленное глиной решето воды и понесла домой. Колдуньи удивились, но ничего не сказали. А женщина носила и носила воду.
И вдруг закричали ведьмы:
- Давай муку! Давай муку! Сама марш на улицу! Подойди к северному углу дома и скажи три раза: "Над Волшебной горой разгорайся яркий костер!"
Что оставалось женщине, как не подчиниться. Вышла она из дома, подошла к северному углу и сказала то, что ей велели. И в тот же миг из дома с жутким воем, проклятьями и заклинаниями вылетели ведьмы и полетели к горе Слив-на-мон, где было их главное жилище.
Обрадовалась было женщина, но слышит голос из колодца.
- Теперь, хозяюшка, не зевай. Сними с себя и со всего дома их чары, а то вернутся они, и будет плохо. Во-первых, вылей воду из таза, где твои дети мыли ноги перед сном, сожги в печи колдовской пирог, закрой их мотки шерсти в сундуке на замок, сама же запрись в доме, да еще в скобы вставь здоровенную оглоблю, чтобы дверь они не открыли.
Послушалась женщина. Все сделала так, как ей сказали. И только она просунула оглоблю в дверные скобы, как послышался страшный вой, жуткие крики и проклятия.
- Открой! Открой!
Молчит женщина, только оглоблю придерживает.
- Открой, открой, грязная вода в тазу! - взъярились ведьмы.э
- Не могу, - отвечает грязная вода, - вылили меня.
- Открой! Открой! Волшебная оглобля!
- Не могу. Меня в скобы заточили.
- Открой! Открой! Любимый наш пирог!
- Не могу, меня в камине сожгли.
В ярости летают колдуньи вокруг дома, а сделать ничего не могут. Из колодца же тихий смех раздается. И поняли они, что обхитрил их хозяин чистой воды, и полетели они на гору Слив-на-мон.
Разве может справиться ведьмин огонь с чистой водой?
***
ПыС: В Ирландии было принято прясть пряжу ближе к ночи, когда овцы спят...

 

 

Есть комментарии ?


Вернуться к Главной Ведьме

Rambler's Top100 HotLog Top Magya.ru - вся Магия Женский портал, женский каталог, все для женщин! Palantir