Rambler's Top100 На главную страницу

Шест

КАЛЕНДАРЬ ЯЗЫЧЕСКИХ и НЕОЯЗЫЧЕСКИХ ПРАЗДНИКОВ - СЕВЕРНАЯ ТРАДИЦИЯ

http://nentis.itersuum.ru/nordika/
pagan_calendar.html

http://nentis.itersuum.ru/nordika/
pagan_feasts.html

Из всех систем языческих праздников наиболее известным среди городских ведьмочек является викканское колесо года. Однако оно не является единственным.  Для этого раздела Ведьма выпросила у Галины Бедненко с сайта Путь Пряхи Ветра  две авторские статьи о скандинавских праздниках  (на основании источников об Исландии) и их соотношении с неоязыческими праздниками). Имейте в виду, статьи авторские, размещены по соглашению с автором, права на них защищены. Для их публикации или иного использования свяжитесь с автором
НЕОЯЗЫЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ                                   ПРАЗДНИКИ И РИТУАЛЫ

 Галина Бедненко

Праздники и ритуалы

Древнеисландских сезонных праздника было четыре:

Сумарблот ("летнее жертвоприношение") - первый день лета, четверг между 19 и 25 апреля.

Мидсумар ("середина лета") - летнее солнцестояние, самый длинный день в году. Дата меняется в зависимости от года.

Ветрнэтр ("зимние ночи") - ночь перед началом зимы в субботу с 21 по 27 октября.

Йоль - праздник середины зимы. Сейчас празднуется 13 дней от зимнего солнцестояния.

Так, у исландцев было два сезона и праздники середины каждого сезона и праздники перехода к сезону следующему. Потому самыми главными в северной традиции следовало считать бы их. Характерная особенность этого набора праздников в том, что вместе обычных четырех календарных дат солнечных солнцестояний и равноденствий, празднуются не равноденствия, а "начала сезонов". Поскольку это шло вразрез с современными неоязыческими тенденциями, то неоязычники в целом приняли "дополнительные" праздники - во-первых весеннее равноденствие, связав ее с англо-саксонской богиней Остарой, сказав, что англо-саксы все-таки по происхождению германские племена. Затем не обошлись без Вальпургиевой ночи или Бельтайна, то есть первого майского дня, поскольку это уже стало классикой жанра (хотя в скандинавских странах 1-му мая не уделялось особенного внимания). Добавили общераспространенный в неоязычестве ( и имевший место во многих континентальных традициях древности) праздник урожая, Ламмас - 1 августа. Из народных исландских традиций добавили праздник Торри - Торраблот, придав национальному дню мужчины и фермера статус праздника Тора и Тюра.

Аутентичные скандинавские праздники

Современные неоязыческие праздники

 

Весеннее равноденствие (Остара)

Сумарблот (19 25 апреля)

 

 

1 мая (Вальпургиева ночь)

Мидсумар летнее солнцестояние

Летнее солнцестояние

 

1 августа (Ламмас)

 

Осеннее равноденствие

Ветрнэтр (21 27 октября)

 

 

1 ноября (Самхейн)

 

Зимнее солнцестояние

Йоль середина зимы (6 9 января)

 

Торри (19-25 января) празднуется с 18-19 века

 

 

2 февраля (Имбольк)

Таким образом, мы видим, что на самом деле только один древний праздник точно совпадает с праздником современным. Что сделали современные северные язычники во главе с американцем Эдредом Торссоном? Совместили оба праздничный календаря, заменяя общие неоязыческие праздники ближайшими "северными" праздниками , а если ближайших не оказывалось, то их вносили в список.

И в урезанном варианте получается, например, следующий список:

Остара (весеннее равноденствие)
Вальпургиева Ночь (ночь на 1 мая)
Мидсаммер (летнее солнцестояние)
Хлебный день "Loaf-Feast" (1 августа)
Йоль (зимнее солнцестояние)
Праздник Тора - Донара (19 - 25 января)

Сам Эдред Торссон в "Северной Магии" предлагает следующий:

Ветрнэтр "Зимняя ночь"
Зимнее солнцестояние
Дистинг (14 февраля)
Весеннее равноденствие
Вальпургиева ночь и Майский день
Летнее солнцестояние
Тингтайд (23 августа)
Осеннее равноденствие

Тут главный идеолог современного Северного Пути вообще не оставляет камня на камне от единственно дошедших и достоверных языческих традиций Севера (Исландии). Он придумывает праздник "дистинг", выпадающий аккурат на день св. Валентина. Празднует "ведьмовскую" Вальпургиеву ночь, и традиционную "Зимнюю ночь", но отказывается от первого дня лета ("Сумарблот"). И придумывает по неизвестным причинам Тингтайд, который считает временем обсуждения аспектов Веры (естественно, Трота).

Стоит ли говорить, что такое смешение германских континентальных, скандинавских, англо-кельтских и в общем-то общеевропейских традиций обычно рождает ритуальный сумбур . Потому стоит отделить, если не зерна от плевел, то гречку от гороха уж точно.

Бессмысленно праздновать как ни в чем не бывало исландские "зимние ночи" в Майами или во Флориде. Не зачем навешивать на Фрейра и Фрейю все важные сезонные даты земледельческого цикла южных и плодородных широт. Абсурдно праздновать щедрый "день урожая" в рамках традиции той страны, в которой плохо растут даже елки .

Иногда поступают по-другому: оставляют четыре "нордических" сезонных праздника, но придают им совмещенное значение двух ближайших общеязыческих празднеств. Так, например, Сумарблот совмещает в себе черты весеннего равноденствия и Бельтайна, во время которого почитается англо-саксонская богиня Остара и (почему-то) все главные асы и асиньи. Ветрнэтр в середине октября празднуется как нечто среднее между Днем Урожая (Ламмасом) и Хеллоуином, во время которого отдается должное альвам, дисам, а также предкам по мужской линии и каким угодно богам. Ко всему этому неоязычников не оставляет жгучее желание найти собственный сезонный праздник для Тора, что делается с переменным успехом. Стоит ли говорить, что и такая позиция в целом крайне неполноценна, ущербна и невразумительна.

Я предлагаю рассмотреть смысловые значения каждого сезона и перехода к нему. Тогда станет ясно, что праздновали и к чему готовились люди в то или иное время года не только в нещедрых северных широтах, но и во всем мире (за исключением южного полушария, конечно). При этом акцент сделаем на внутреннем смысле проживания того или иного сезона как отдельным человеком. так и всей общиной.

Вдобавок откажемся от "зацикливания на цикле" плодородия и земледелия. Во-первых потому, что мало кто из современных неоязычников имеет собственные сельскохозяйственные угодьяи ведет натуральное хозяйство, а благополучие их семей уже мало зависит от благосклонности богов, благоприятной погоды и способности нарожать как можно больше детишек. Во-вторых, именно в Скандинавии земледелием занимались крайне мало, а лишних детей вообще выбрасывали.

Сумарблот

Первый день лета, празднующийся днем в четверг между 19 и 25 апреля по новому стилю. Несмотря на то, что у исланцев не было весны и осени, все мы понимаем, что это празднование начала "теплого полугодия", то есть Весны.

Весна всегда подразумевает какое-то начало, включение отдельного человека и всей общины в нечто новое. Организуются новые сообщества, человек принимает на себя новую роль, может официально входить в новую возрастную категорию или сферу жизни. И цель ритуалов в этот день - именно включение.

"Ритуалы включения" это создание новой общины, принятие нового участника в уже существующую общину, празднование рождения ребенка, женская подростковая инициация, различные "кумления" девушек (известные нам по славянской обрядности), создание гендерных групп внутри общины (отдельно мужских и отдельно женских). Лозунг ритуалов этого периода - это "принадлежность другому" (принадлежность своему полу, возрасту, семье и роду, братству, общине).

Большей частью весенние ритуалы это ритуалы "женские" или "иньские". Стихия этих ритуалов - Вода. С водными процедурами тут могут быть связаны и самые сильные переживания участников. В это время можно проводить ритуалы очищения водой. К подобным ритуалам относятся сжигание куклы - олицетворения Зимы или макание и пускание ее по воде.

Каждый праздничный ритуал должен последовательно включать в себя смысловые элементы всех четырех сезонов года (при наибольшем акценте на символы текущего сезона). Круговая чаша и вкушение пищи "из общего котла", круговые или групповые (а не парные) танцы, хоровое исполнение песен, купание в воде являются символикой Весны.

Мидсумар

Летнее солнцестояние, самый длинный день в году, отмечает лето в самом разгаре. Это единственный скандинавский праздник совпадающий с древними и современными языческими праздниками остальной Европы.

Лето - пик солнечной активности, расцвет года. Блаженное состояние полного единения, растворения в другом проходит. "Медовый месяц" заканчивается и появляются первые сомнения и противоречия. Неслучайно это время всеобщего тинга - альтинга в Исландии, когда люди съезжались, чтобы судиться друг с другом, объявлять о важных событиях и договариваться о всяком. Это период и принадлежности, и непринадлежности другому или целому.

Ритуалы этого периода связаны с более четким оформлением отношений между отдельными людьми или человеком и общиной. Это выяснения кто есть кто, кто главный, а кто второстепенный, у кого какая роль, кто что умеет. Проясняется статус каждого человека и его важность для общины. Это время пиров и застолий, соревновательных поединков и конкурсов в различных умениях. Победители в соревнованиях занимают более почетные места за столом, получают выигрыши и подарки.

Основное эмоциональное переживание этого этапа это ощущения себя (таким или такой, какие есть) частью более широкого целого. Это ощущение причастности к чему-то великому, чему-то имеющему более высокий смысл. Это близко к благоговению. Потому в это время хороши торжественные ритуалы, посвященные божествам - покровителям общины. Человек уже выделяет себя из целого, но еще чувствует себя частью его, и значимой частью.

Стихия этого периода и его ритуалов - Воздух. Потому хороши инвокации и восхваления божеств, словесные поединки скальдов, объявления тех или иных событий (помолвок и предстоящих свадеб). И как уже говорилось, необходимы различные соревнования с выигрышами.

Ветрнэтр

Праздник происходит в ночь в субботу с 21 по 27 октября. Он называется "зимние ночи" и происходит ночью, знаменуя переход к зимнему, "ночному" времени года, когда в далеких северных широтах Исландии солнце и не показывается над горизонтом.

Если воспринимать этот переход от Лета к Зиме как краткий период Осени, то этому времени соответствуют ритуалы сепарации. Человек перестает принадлежать сообществу или целому. Он уже сам по себе, мать-Природа ему уже не помогает (она взрастила плоды, но собирать их должен был уже сам человек). Это время самостоятельности каждого участника общины. Человек отделяется и от своей обычной роли. Он еще раз проверяет, насколько она ему соответствует, и оставляет или меняет свою идентичность в общине, ориентируясь на свое состояние бытия. Это период непринадлежности. Это некий порог способности к собственным деяниям.

Ритуалы этого времени включают в себя тренировку концентрации внимания, способность к волевым действиям, упражнения в силе и ловкости, а также обретение нового мастерства. Основное переживание этих обрядов - это ощущение свершения чего-либо ("я сделал это"). Замысел воплощен и доведен до конца, и это приносит особенную радость.

Стихийный элемент этого периода и обрядов - Огонь. Он дает тяжелые физические и душевные испытания, в которых человек учится действовать в еще худших условиях, чем они предположительно могут быть на самом деле. Оружие, боль и огонь тут могут быть тесно связаны. И человек проходит через все, сопротивляясь и переживая, проживая это.

Йоль

Раньше праздник середины зимы - Йоль праздновался 6-9 января. Однако сейчас язычники склонны отмечать Йоль двенадцать ночей начиная с зимнего солнцестояния (что, честно сказать, кажется перебором). Однако, для нашего описания сезонных праздников в рамках архетипа сезонности, это совершенно не принципиально.

Это период ритуалов трансформации и интеграции. Они предполагают глубокие внутренние измения сознания и представлений о мире. Это обряды погружения в глубины бессознательного. (Не случайно именно на йольские праздники вёльвы ездили по пирам и предсказывали будущее. Не зря йоль был посвящен Фрейру и Фрейе - божествам мира мертвых и магии.) Люди познавали новые тайны, получали некое знание. Это период обретения мудрости.

Эмоциональные переживания обрядов этого времени связаны с внезапным пониманием сути вещей или просветлением. Человек изнутри начинает воспринимать себя вновь частью более общего целого, частью мира. Единство противоположностей - еще одна идея, принимаемая в этот период. В мироздании обнаруживается смысл и своя мудрость. А человек обнаруживает, что принадлежит сам себе.

Современные общины и празднества

Обычный неоязыческий праздник состоит из
благословения всей общины знаком молота Тора
восхвалением и призыванием богов в целом (того или иного бога)
той или иной поучительной программой (от чтения отрывков из "Старшей Эдды" до гадания на рунах)
вкушением и дележкой с богами пищи
пусканием рога или чаши с алкоголем по кругу с провозглашением тостов, с кратким восхвалением любимого божества
остальное - как получится

Ничего плохого в таком распорядке праздника нет, кроме того, что он во всех своих программных элементах соответствует архетипу одного сезона - Весны. Все направлено на переживание единства с другими людьми (подобными себе), богами, землей. Нет выделения себя из общей массы общины, нет соревнований, возможности выяснить отношения в рамках культивируемой обрядности, инициальных испытаний. Все между собой равны, за исключением Жреца и Жрицы, которые обычно представляют из себя Папу или Маму общины.

Общины и праздники "весеннего" типа характеризуют незрелое состояние, изо всех сил стремящееся к "летней" сепарации от своих "родителей": индустриальной культуры, пост-христианской идеологии, пост-капиталистического или пост-советского общества. Потому большинство подобных языческих сборищ напоминают детский игровой утренник ("утренник", кстати, тоже "весенняя" ассоциация) с воспитательницей или пионервожатым.

Община переходит в "летнюю" стадию, когда в ней находят свое место не только Жрец и Жрица (то есть главные), но и другие участники. Когда рядовые участники перестают быть не связанными собственными функциями и обязательствами "детьми". Конечно, это время мерянья тем, что у кого-то бывает больше или меньше, чем у другого. Что бы это ни было. "Осенний" период может давать раздоры и разрывы, даже раскол, но и новую самоидентификацию общины и каждого человека в ней. В "зимнее" время община находит новый идейный или мистический смысл своего существования. И на новом витке этого круга сезонов уже появляется поколение "старших" общинников, которые могут чему-то научить или помочь новоприбывшим.

О празднике "Торри"

В современной Исландии в пятницу между 19 и 25 января празднуется праздник, называемый Торри. Он называется еще "днем бондов" или "днем мужчин". В этот день едят специальные кушанья, описания которых тут пропустим .

Народную популярность праздник приобрел в 19 веке. Торри - главный персонаж этого праздника, приходит к крестьянину и сообщает, что если тот достаточно потрудился летом, то ему хватит сил дожить до настоящей весны. Об этом поются песенки. Предполагается, что Торри это персонификация Зимы (аналог Морозка, который награждает трудолюбивых и замораживает до смерти ленивцев). Предполагают, что у этого Торри есть спутница - супруга. Ее зовут Гоа и она снисходительнее к людям, чем ее муж.

В современной религии Асатру невинный фермерский праздник Торри стал фестивалем в честь бога Тора, несмотря на то, что никакой другой связи кроме похожего звучания между двумя этими персонажами нет. Предположительно, мороз в это время года так силен, что его не иначе как напускает какой-нибудь морозный великан, и потому чтобы разобраться с этим тут явно нужна помощь Тора. Потому в этот день неоязычники попросту отмечают праздник в честь бога Тора.

Праздники в честь божеств

Осмысленный религиозный и магический смысл имеют праздники в честь того или иного божества. Они могут иметь, а могут не иметь символической связи с текущим сезоном, а также могут исполняться и праздноваться в одиночку. Отмечаются же они для того, чтобы вызвать и ощутить силу божества во вне, или его/ее качества внутри себя. Имеют смысл и различные стороны одного и того же бога или богини. Так можно почитать Одина - покровителя скальдов, Вёлунда - как творца и искуснейшего ремесленника, Фригг - как яростную Хольду, Скади умеющую расставаться с мужчинами и Фрейю как богиню помогающую влюбленным или же ведьмам, в зависимости от желания и потребностей.

Именно для этого рода праздников подходят обычные ритуалы с освящением пространства, прославлением божества, вкушением пищи и напитков или же другими символическими действиями, призванными возбудить и усилить силу архетипа. Не стоит думать, что восхваления божества и вкусной еды как-то вечером достаточно для того, чтобы все в нужной сфере (или в самом себе) пошло как маслу. Во время почитания божества (можно сказать по-другому: при ощущении связи с архетипом) могут приниматься решения о некоторых изменениях в жизненном ритме, отношении к чему бы то ни было, а также намерения сделать то или это.

Copyright 2002


Галина Бедненко

Неоязыческий календарь

Календарь в скандинавских странах делил год на два основных сезона - зиму и лето, что связано с северным положением этих территорий. Лето знаменовалось длинными днями и белыми ночами, а зима - короткими днями и длинными ночами. Зима начиналась в субботу между 11 и 18 октября (по старому стилю). Лето начиналось в четверг между 9 и 15 апреля (по старому стилю).

В языческие времена Скандинавия безусловно праздновала свои сезонные и религиозные праздники, но дошедшая до нас об этом информация чрезвычайно скупа. И мы собираем ее все по тем же исландским сагам. (При этом стоит учитывать, что праздники в Исландии могли быть несколько иными, нежели на самом Скандинавском полуострове.)

Поскольку же именно исландские источники, порядки и обычаи обычно берутся за образец в современном неоязычестве, то поговорим вначале о них. Общеизвестными древними праздниками являются [1] :

Ветрнэтр ("зимние ночи") - первые зимние ночи (по исл. календарю), то есть праздник начала зимы. Вернее, эти самые ночи перед началом зимы в субботу 21-27 октября.

Йоль - праздник середины зимы. Главное языческое празднество. Позже отождествилось с Рождеством 6-9 января.

Сумарблот ("летнее жертвоприношение") - возможно первый день лета. Тогда это четверг между 19 и 25 апреля (по ст. стилю 9-15 апреля).

Мидсумар ("середина лета") - летнее солнцестояние, самый длинный день в году.

Альтинг - время, когда съезжались на всеисландский тинг, народное собрание, вече, где решали спорные вопросы, судились и издавали законы. Альтинг открывался в четверг между 18 и 24 июня, а до 1000 г. на неделю раньше. Альтинг совпадал с неделей "середины лета".

Упоминается в сагах еще "дисаблот" ("жертвоприношение дисам") - когда оно производилось - неизвестно. Вполне вероятно, что это было обычной ритуальной частью разных религиозных праздников.

Общепринятыми современными языческими праздниками, дополнительно ко всем вышеперечисленным являются:

Торри или праздник Донара (Тора) в конце января.

Праздник дис в начале февраля.

Майский день. 1 мая, начиная с ночи. Это Вальпургиева ночь конетинентальных германцев и общепринятый праздник всех язычников.

Сигблот ("почитание победы"), упоминаемое Снорри Стурлуссоном. Полагают, что это тот же праздник, который у англо-саксов назывался Остара, приходящийся на весеннее равноденствие. Сейчас это 21 - 23 марта.

Фрейфакси или Хлебный праздник (1 августа).

Таким образом современные язычники дополняют уже известные исландские праздники общепринятыми европейскими: на начало февраля (2 февраля) у язычников кельтских традиций приходится Имбольк, 1 мая - Бельтайн, Остара - весеннее равноденствие, 1 августа - Лагнасад.

Праздник Торри - это до сих пор празднуемый в Исландии народный праздник, "день бондов", в наши дни празднуемый как "день мужчин" (аналог 23 февраля, только мужчины славятся как "крестьяне", а не "воины"). В современной Исландии существуют и другие народные праздники, не связанные ни с язычеством, ни с христианством. Это довольно поздно введенный "день женщин", "встреча Солнца", день Локи, "собачьи дни".

20 июня и 23 декабря, то есть практически в дни летнего и зимнего солнцестояний празднуются дни Торлака [2], соответственно летний Торлак и зимний Торлак. Торлак был христианским епископом и последняя дата является датой его смерти, а первая - датой перенесения его останков в храм. Хотя эти даты приблизительно совпадают с датой солнцестояний, следует отметить, что во времена епипскопа Торлака летнее солнцестояние приходилось приблизительно на 15 июня, а зимнее где-то на 15 декабря.

Современный неоязыческий календарь праздников северной традиции не является унифицированным для всех общин и течений внутри Асатру. Наиболее распространен список праздников предлагаемый Эдредом Торссоном в его книге "The Our Troth" (еще не переведенной на русский язык) - это довольно короткий перечень дат при сравнительно простых обрядах. Кведульв Гундарссон в своей книге "Teutonic Religion" (к сожалению, не переведенной на русский язык) дает свой перечень праздников и описание ритуалов, большей частью рассчитанных на двух-трех участников.

Неоязычество принесло не только возрождение языческих праздников, но и совершенно новые так называемые "Дни Поминовения". Если основные сезонные праздники у всех авторов и общин примерно одни и те же, то дни почитания тех или иных героев весьма разнятся и по времени, и по существованию. Я представлю здесь календарь поминальных дат официальной неоязыческой организации "The Troth", чей сайт расположен в Интернете по адресу: http://www.thetroth.org.

Приведу список и предназначение некоторых поминальных дат. Большая часть почитаемых здесь людей - героев были язычниками, погибшими в борьбе с христианством (так сказать, языческих великомучеников). Правило назначение той или иной даты тут сравнительно простое - за редким исключением берется девятое число каждого календарного месяца. Поскольку северное язычество довольно популярно в США, то присутствует также попытка использовать привычку праздновать национальные американские праздники в языческих целях, или же найти им смысловую альтернативу.

9 января - Поминовение Рауда Могучего, норвежского предводителя язычников, убитого конунгом Олавом Трюггвасоном за отказ принять христианство. На его дочери потом пытался жениться конунг, она попыталась его убить, но он это предвидел. Когда дочка Рауда Могучего поняла, что убийство мужа не состоялось, она уехала и никогда больше с Олавом не встречалась.

9 февраля - Поминовение Эйвинда Рваная Щека. Он также отказался принять христианство и конунг Олав поставил ему на живот чашу полную горящих угольев. Эйвинд все равно не принял крещения, и, как говорит "Сага об Олаве сыне Трюггви", признался в нечеловеческом своем происхождении, свершенном только благодаря колдовству финнов. (Не менее примечательна смерть от руки Олава и его тезки - Эйвинда Болото. Последний тоже был колдуном и, как рассказывает сага, даже повел войско колдунов против конунга Олава, но все они погибли.)

14 февраля - праздник Вали. Это, конечно же, "переделанный" язычниками день св. Валентина. В это же время праздновались римские Луперкалии [3]. Никаких причин чтить именно Вали в этот день нет, но язычники советуют, коль у вас нет с кем отпраздновать Луперкалии, то посидеть и поразмыслить на тему чести и обязанностей перед предками (то есть на тему бога Вали, сына Одина). Такая вот альтернатива дню св. Валентина.

28 марта - день Рагнара Кожаные Штаны, разграбившего в 845 году Париж. Художественный пересказ этой истории можно видеть в фильме "Викинги" с Кирком Дугласом. В этот день можно смотреть этот фильм и, подвыпимши, кричать "Hail Ragnar!".

9 апреля - Поминовение ярла Хакона Сигурдсона (Могучего). Этот хладирский ярл оказывал самое ожесточенное сопротивление проникновению христианства в Норвегию и конунгу Олаву Трюггвасону. Ярл Хакон чтил языческих богов, как мало кто из правителей в это время, но потерпел неприятности обидев Торлейва Ярлова Скальда, а потом был убит бондами из-за своего чрезмерного сластолюбия.

9 мая - Поминовение конунга Гудрёда из Гудбрандсдалира, которому отрезал язык конунг Олав Святой после подавления "заговора конунгов". Как сказал об этом скальд Оттар Черный:

Конунгов ты выгнал
Прочь, побег сорочки
Сёрли [4], пересилил
Всех зачинщик сечи.
Усек язык князю
Северному живо,
От тебя владыки
Подале бежали.
(Цит. по Круг Земной. Сага об Олаве Святом. С. 215)

30 мая - День Поминовения погибших на войнах (обычай в США) Современные американские язычники северного толка празднуют в этот день "День Эйнхериев".

9 июня - Поминовение Сигурда Убийцы Фафнира, из "Саги о Вёльсунгах". Надо сказать, что Сигурд - лицо скорее легендарно-мифическое, нежели историческое. Он оказался клятвопреступником (став мужем Брюнхильд и имея с ней ребенка, женился на Гудрун), сознательно стал обманщиком (прошел брачное испытание под видом другого человека - Гуннара), помог Гуннару овладеть Брюнхильд, а потом не стал скрывать от своей жены Гудрун то, что обманул Брюнхильд. Все это привело к распре женщин, и в результате - к смерти самого Сигурда. На смертном ложе Брюнхильд все-таки "овладела" Сигурдом, приняв смерть рядом с ним как его истинная жена.

9 июля - Поминовение Унн Мудрой, матриарха по своему положению и характеру, одной из прародительниц славных родов в Исландии.

29 июля - День смерти Олава Святого. Некоторыми язычниками почитается как праздник. Видится в этом, однако, неуместное позерство и легкомыслие.

9 августа - Поминовение короля Радбода Фризского - одного из варварских вождей периода миграции.

28 октября - Поминовение Эйрика Рыжего, героя "Саги об Эйрике Рыжем".

День Колумба (США) - Поминовение Лейфа Эйриксона и Фрейдис Эйриксдоттир, как считается, первых европейских поселенцев в Америке. Фрейдис Эйриксдоттир известна еще и тем, что убила почти всех женщин в команде переселенцев якобы потому, что из-за них начинались ссоры между мужчинами женатыми и неженатыми. (Женатых мужчин, впрочем, тоже поубивали.)

9 ноября - Поминовение правительницы Сигрид Гордой, сторонницы языческой веры. Почитаема современными язычниками, так как отвергла супружеские домогательства Олава Трюггвасона. Перед тем, однако, она успела отвергнуть предложения и других конунгов довольно доступным для понимания образом - спалила их в бане. Один из этих конунгов был из Гардарики, то есть Руси.

9 декабря - Поминование Эгиля Скаллагримсона. Гениальный поэт (и по современным меркам), сильный и ловкий воин, убийца и мародер, жадноватый хозяин и - в конце жизни - вызывающий сочувствие и какие-то трогательные чувства старик.

Дни поминовения в неоязычестве празднуются как почитание памяти героя, чтение соответствующих саг и отрывков из них, стихов (древних и собственносочиненных), размышление над человеческими качествами героя. Язычники из организации "Трот" утверждают, что каждый человек может выбрать себе достойных героев и героинь для почитания, которые могут чему-то научить нас в нашей же жизни. Трудно представить себе, чему может научить женщину одновременно Сигрид Гордая и Унн Мудрая. А тем более Фрейдис Эйриксдоттир, если дама не хочет провести большую часть жизни за решеткой в компании дам не менее темпераментных.

Вдобавок, маловероятно, чтобы чему-то могли нас научить именно "мученики". Это в корне разнится с идеей удачи и хорошей доли, которую единственно должны уметь найти, ухватить и удержать "правильные" с точки зрения древнего язычника люди. Мученик может научить любо страдать так, как он (в том числе "пострадать за правду", а не "отстоять правду", к примеру), либо требовать, чтобы за него отомстили, что точно также как и "повторное страдание" не является и не может являться целью современного самостоятельно мыслящего человека. Если брать тех или иных героев для почитания, то лучше взять людей более удачливых, чем те, кого убили, да еще и пытали. И более полезных в наше время, нежели те, что прославились своими грабежами.

Современные люди ухватились за саму идею почитания славных предков и чтут известных им героев. Однако, также принципиально важно различать своих кровных предков и "героев со стороны". Если мы будем чтить Сигурда Убийцу Фафнира и забудем о своем собственном прадедушке, полковнике КГБ, то нам явится и из нас вылезет именно "полковник", когда мы будем взывать к Сигурду, чтобы он научил нас, к примеру, храбрости и выдержке в борьбе с врагами. А "полковник КГБ" - сидящий в вас предок - научит вас, к примеру, писать доносы или сверлить "глазки" внутрь женской бани. О том, чему в действительности могут научить вышеперечисленные "языческие великомученики" вообще умолчим.

Немыслимым мне кажется почитание рода и предков [5] вне всякой связи с своим кровным родом и предками как таковыми. Я не призываю всенепременно почитать в ритуалах всяких и разных, любых бабушек и дедушек, которые могли творить в своей жизни черт знает что, или наоборот, ничего особенного. Я предлагаю лишь узнать о них побольше и выяснить, какое послание они могли оставить нам, своим потомкам. А параллельно с этим, ничто не мешает нам чтить самых разных героев самых разных времен и национальностей - Сигурда или ту же Брюнхильду, вплоть до основателя католического ордена иезуитов Игнатия Лойолы, который, конечно же, не имел никакого отношения к Скандинавии, но был человеком целеустремленным и удачливым.

[1] За консультации о древнеисландском календаре огромное спасибо Тиму Стридманну (http://www.norse.narod.ru)

[2] Торлак Торхалльссон - епископ (1178-1193), покровитель Исландии. Канонизирован папой Иоанном Павлом II в 1985 году.

[3] Во время луперкалий люди предаются сексуальным и гастрономическим излишествам.

[4] Побег сорочки Сёрли - конунг. Сёрли - один герой, сорочка Сёрли - кольчуга, побег кольчуги - мужчина, воин.

[5] О том, чему реально нас могут научить предки см. книгу Анн-Анселин Шутценберг. Синдром предков. - М.: 2001.


Copyright 2002

Любые комментарии и коррекции будут приняты с благодарностью. Можно через форум. Можно письмом.

Вернуться к Главной Ведьме

Rambler's Top100 HotLog Top Magya.ru - вся Магия Женский портал, женский каталог, все для женщин! Palantir