Древнеисландских
сезонных
праздника
было
четыре:
·
Сумарблот
("летнее
жертвоприношение")
-
первый
день
лета,
четверг
между
19
и
25
апреля.
·
Мидсумар
("середина
лета")
-
летнее
солнцестояние,
самый
длинный
день
в
году.
Дата
меняется
в
зависимости
от
года.
·
Ветрнэтр
("зимние
ночи")
-
ночь
перед
началом
зимы
в
субботу
с
21
по
27
октября.
·
Йоль
-
праздник
середины
зимы.
Сейчас
празднуется
13
дней
от
зимнего
солнцестояния.
Так,
у
исландцев
было
два
сезона
и
праздники
середины
каждого
сезона
и
праздники
перехода
к
сезону
следующему.
Потому
самыми
главными
в
северной
традиции
следовало
считать
бы
их.
Характерная
особенность
этого
набора
праздников
в
том,
что
вместе
обычных
четырех
календарных
дат
солнечных
солнцестояний
и
равноденствий,
празднуются
не
равноденствия,
а
"начала
сезонов".
Поскольку
это
шло
вразрез
с
современными
неоязыческими
тенденциями,
то
неоязычники
в
целом
приняли
"дополнительные"
праздники
-
во-первых
весеннее
равноденствие,
связав
ее
с
англо-саксонской
богиней
Остарой,
сказав,
что
англо-саксы
все-таки
по
происхождению
германские
племена.
Затем
не
обошлись
без
Вальпургиевой
ночи
или
Бельтайна,
то
есть
первого
майского
дня,
поскольку
это
уже
стало
классикой
жанра
(хотя
в
скандинавских
странах
1-му
мая
не
уделялось
особенного
внимания).
Добавили
общераспространенный
в
неоязычестве
(
и
имевший
место
во
многих
континентальных
традициях
древности)
праздник
урожая,
Ламмас
-
1
августа.
Из
народных
исландских
традиций
добавили
праздник
Торри
-
Торраблот,
придав
национальному
дню
мужчины
и
фермера
статус
праздника
Тора
и
Тюра.
Аутентичные
скандинавские
праздники
|
Современные
неоязыческие
праздники
|
|
Весеннее
равноденствие
(Остара)
|
Сумарблот
(19
–
25
апреля)
|
|
|
1
мая
(Вальпургиева
ночь)
|
Мидсумар
–
летнее
солнцестояние
|
Летнее
солнцестояние
|
|
1
августа
(Ламмас)
|
|
Осеннее
равноденствие
|
Ветрнэтр
(21
–
27
октября)
|
|
|
1
ноября
(Самхейн)
|
|
Зимнее
солнцестояние
|
Йоль
–
середина
зимы
(6
–
9
января)
|
|
Торри
(19-25
января)
–
празднуется
с
18-19
века
|
|
|
2
февраля
(Имбольк)
|
Таким
образом,
мы
видим,
что
на
самом
деле
только
один
древний
праздник
точно
совпадает
с
праздником
современным.
Что
сделали
современные
северные
язычники
во
главе
с
американцем
Эдредом
Торссоном?
Совместили
оба
праздничный
календаря,
заменяя
общие
неоязыческие
праздники
ближайшими
"северными"
праздниками
,
а
если
ближайших
не
оказывалось,
то
их
вносили
в
список.
И
в
урезанном
варианте
получается,
например,
следующий
список:
Остара
(весеннее
равноденствие)
Вальпургиева
Ночь
(ночь
на
1
мая)
Мидсаммер
(летнее
солнцестояние)
Хлебный
день
"Loaf-Feast"
(1
августа)
Йоль
(зимнее
солнцестояние)
Праздник
Тора
-
Донара
(19
-
25
января)
Сам
Эдред
Торссон
в
"Северной
Магии"
предлагает
следующий:
Ветрнэтр
"Зимняя
ночь"
Зимнее
солнцестояние
Дистинг
(14
февраля)
Весеннее
равноденствие
Вальпургиева
ночь
и
Майский
день
Летнее
солнцестояние
Тингтайд
(23
августа)
Осеннее
равноденствие
Тут
главный
идеолог
современного
Северного
Пути
вообще
не
оставляет
камня
на
камне
от
единственно
дошедших
и
достоверных
языческих
традиций
Севера
(Исландии).
Он
придумывает
праздник
"дистинг",
выпадающий
аккурат
на
день
св.
Валентина.
Празднует
"ведьмовскую"
Вальпургиеву
ночь,
и
традиционную
"Зимнюю
ночь",
но
отказывается
от
первого
дня
лета
("Сумарблот").
И
придумывает
по
неизвестным
причинам
Тингтайд,
который
считает
временем
обсуждения
аспектов
Веры
(естественно,
Трота).
Стоит
ли
говорить,
что
такое
смешение
германских
континентальных,
скандинавских,
англо-кельтских
и
в
общем-то
общеевропейских
традиций
обычно
рождает
ритуальный
сумбур
.
Потому
стоит
отделить,
если
не
зерна
от
плевел,
то
гречку
от
гороха
уж
точно.
Бессмысленно
праздновать
как
ни
в
чем
не
бывало
исландские
"зимние
ночи"
в
Майами
или
во
Флориде.
Не
зачем
навешивать
на
Фрейра
и
Фрейю
все
важные
сезонные
даты
земледельческого
цикла
южных
и
плодородных
широт.
Абсурдно
праздновать
щедрый
"день
урожая"
в
рамках
традиции
той
страны,
в
которой
плохо
растут
даже
елки
.
Иногда
поступают
по-другому:
оставляют
четыре
"нордических"
сезонных
праздника,
но
придают
им
совмещенное
значение
двух
ближайших
общеязыческих
празднеств.
Так,
например,
Сумарблот
совмещает
в
себе
черты
весеннего
равноденствия
и
Бельтайна,
во
время
которого
почитается
англо-саксонская
богиня
Остара
и
(почему-то)
все
главные
асы
и
асиньи.
Ветрнэтр
в
середине
октября
празднуется
как
нечто
среднее
между
Днем
Урожая
(Ламмасом)
и
Хеллоуином,
во
время
которого
отдается
должное
альвам,
дисам,
а
также
предкам
по
мужской
линии
и
каким
угодно
богам.
Ко
всему
этому
неоязычников
не
оставляет
жгучее
желание
найти
собственный
сезонный
праздник
для
Тора,
что
делается
с
переменным
успехом.
Стоит
ли
говорить,
что
и
такая
позиция
в
целом
крайне
неполноценна,
ущербна
и
невразумительна.
Я
предлагаю
рассмотреть
смысловые
значения
каждого
сезона
и
перехода
к
нему.
Тогда
станет
ясно,
что
праздновали
и
к
чему
готовились
люди
в
то
или
иное
время
года
не
только
в
нещедрых
северных
широтах,
но
и
во
всем
мире
(за
исключением
южного
полушария,
конечно).
При
этом
акцент
сделаем
на
внутреннем
смысле
проживания
того
или
иного
сезона
как
отдельным
человеком.
так
и
всей
общиной.
Вдобавок
откажемся
от
"зацикливания
на
цикле"
плодородия
и
земледелия.
Во-первых
потому,
что
мало
кто
из
современных
неоязычников
имеет
собственные
сельскохозяйственные
угодьяи
ведет
натуральное
хозяйство,
а
благополучие
их
семей
уже
мало
зависит
от
благосклонности
богов,
благоприятной
погоды
и
способности
нарожать
как
можно
больше
детишек.
Во-вторых,
именно
в
Скандинавии
земледелием
занимались
крайне
мало,
а
лишних
детей
вообще
выбрасывали.
Сумарблот
Первый
день
лета,
празднующийся
днем
в
четверг
между
19
и
25
апреля
по
новому
стилю.
Несмотря
на
то,
что
у
исланцев
не
было
весны
и
осени,
все
мы
понимаем,
что
это
празднование
начала
"теплого
полугодия",
то
есть
Весны.
Весна
всегда
подразумевает
какое-то
начало,
включение
отдельного
человека
и
всей
общины
в
нечто
новое.
Организуются
новые
сообщества,
человек
принимает
на
себя
новую
роль,
может
официально
входить
в
новую
возрастную
категорию
или
сферу
жизни.
И
цель
ритуалов
в
этот
день
-
именно
включение.
"Ритуалы
включения"
это
создание
новой
общины,
принятие
нового
участника
в
уже
существующую
общину,
празднование
рождения
ребенка,
женская
подростковая
инициация,
различные
"кумления"
девушек
(известные
нам
по
славянской
обрядности),
создание
гендерных
групп
внутри
общины
(отдельно
мужских
и
отдельно
женских).
Лозунг
ритуалов
этого
периода
-
это
"принадлежность
другому"
(принадлежность
своему
полу,
возрасту,
семье
и
роду,
братству,
общине).
Большей
частью
весенние
ритуалы
это
ритуалы
"женские"
или
"иньские".
Стихия
этих
ритуалов
-
Вода.
С
водными
процедурами
тут
могут
быть
связаны
и
самые
сильные
переживания
участников.
В
это
время
можно
проводить
ритуалы
очищения
водой.
К
подобным
ритуалам
относятся
сжигание
куклы
-
олицетворения
Зимы
или
макание
и
пускание
ее
по
воде.
Каждый
праздничный
ритуал
должен
последовательно
включать
в
себя
смысловые
элементы
всех
четырех
сезонов
года
(при
наибольшем
акценте
на
символы
текущего
сезона).
Круговая
чаша
и
вкушение
пищи
"из
общего
котла",
круговые
или
групповые
(а
не
парные)
танцы,
хоровое
исполнение
песен,
купание
в
воде
являются
символикой
Весны.
Мидсумар
Летнее
солнцестояние,
самый
длинный
день
в
году,
отмечает
лето
в
самом
разгаре.
Это
единственный
скандинавский
праздник
совпадающий
с
древними
и
современными
языческими
праздниками
остальной
Европы.
Лето
-
пик
солнечной
активности,
расцвет
года.
Блаженное
состояние
полного
единения,
растворения
в
другом
проходит.
"Медовый
месяц"
заканчивается
и
появляются
первые
сомнения
и
противоречия.
Неслучайно
это
время
всеобщего
тинга
-
альтинга
в
Исландии,
когда
люди
съезжались,
чтобы
судиться
друг
с
другом,
объявлять
о
важных
событиях
и
договариваться
о
всяком.
Это
период
и
принадлежности,
и
непринадлежности
другому
или
целому.
Ритуалы
этого
периода
связаны
с
более
четким
оформлением
отношений
между
отдельными
людьми
или
человеком
и
общиной.
Это
выяснения
кто
есть
кто,
кто
главный,
а
кто
второстепенный,
у
кого
какая
роль,
кто
что
умеет.
Проясняется
статус
каждого
человека
и
его
важность
для
общины.
Это
время
пиров
и
застолий,
соревновательных
поединков
и
конкурсов
в
различных
умениях.
Победители
в
соревнованиях
занимают
более
почетные
места
за
столом,
получают
выигрыши
и
подарки.
Основное
эмоциональное
переживание
этого
этапа
это
ощущения
себя
(таким
или
такой,
какие
есть)
частью
более
широкого
целого.
Это
ощущение
причастности
к
чему-то
великому,
чему-то
имеющему
более
высокий
смысл.
Это
близко
к
благоговению.
Потому
в
это
время
хороши
торжественные
ритуалы,
посвященные
божествам
-
покровителям
общины.
Человек
уже
выделяет
себя
из
целого,
но
еще
чувствует
себя
частью
его,
и
значимой
частью.
Стихия
этого
периода
и
его
ритуалов
-
Воздух.
Потому
хороши
инвокации
и
восхваления
божеств,
словесные
поединки
скальдов,
объявления
тех
или
иных
событий
(помолвок
и
предстоящих
свадеб).
И
как
уже
говорилось,
необходимы
различные
соревнования
с
выигрышами.
Ветрнэтр
Праздник
происходит
в
ночь
в
субботу
с
21
по
27
октября.
Он
называется
"зимние
ночи"
и
происходит
ночью,
знаменуя
переход
к
зимнему,
"ночному"
времени
года,
когда
в
далеких
северных
широтах
Исландии
солнце
и
не
показывается
над
горизонтом.
Если
воспринимать
этот
переход
от
Лета
к
Зиме
как
краткий
период
Осени,
то
этому
времени
соответствуют
ритуалы
сепарации.
Человек
перестает
принадлежать
сообществу
или
целому.
Он
уже
сам
по
себе,
мать-Природа
ему
уже
не
помогает
(она
взрастила
плоды,
но
собирать
их
должен
был
уже
сам
человек).
Это
время
самостоятельности
каждого
участника
общины.
Человек
отделяется
и
от
своей
обычной
роли.
Он
еще
раз
проверяет,
насколько
она
ему
соответствует,
и
оставляет
или
меняет
свою
идентичность
в
общине,
ориентируясь
на
свое
состояние
бытия.
Это
период
непринадлежности.
Это
некий
порог
способности
к
собственным
деяниям.
Ритуалы
этого
времени
включают
в
себя
тренировку
концентрации
внимания,
способность
к
волевым
действиям,
упражнения
в
силе
и
ловкости,
а
также
обретение
нового
мастерства.
Основное
переживание
этих
обрядов
-
это
ощущение
свершения
чего-либо
("я
сделал
это").
Замысел
воплощен
и
доведен
до
конца,
и
это
приносит
особенную
радость.
Стихийный
элемент
этого
периода
и
обрядов
-
Огонь.
Он
дает
тяжелые
физические
и
душевные
испытания,
в
которых
человек
учится
действовать
в
еще
худших
условиях,
чем
они
предположительно
могут
быть
на
самом
деле.
Оружие,
боль
и
огонь
тут
могут
быть
тесно
связаны.
И
человек
проходит
через
все,
сопротивляясь
и
переживая,
проживая
это.
Йоль
Раньше
праздник
середины
зимы
-
Йоль
праздновался
6-9
января.
Однако
сейчас
язычники
склонны
отмечать
Йоль
двенадцать
ночей
начиная
с
зимнего
солнцестояния
(что,
честно
сказать,
кажется
перебором).
Однако,
для
нашего
описания
сезонных
праздников
в
рамках
архетипа
сезонности,
это
совершенно
не
принципиально.
Это
период
ритуалов
трансформации
и
интеграции.
Они
предполагают
глубокие
внутренние
измения
сознания
и
представлений
о
мире.
Это
обряды
погружения
в
глубины
бессознательного.
(Не
случайно
именно
на
йольские
праздники
вёльвы
ездили
по
пирам
и
предсказывали
будущее.
Не
зря
йоль
был
посвящен
Фрейру
и
Фрейе
-
божествам
мира
мертвых
и
магии.)
Люди
познавали
новые
тайны,
получали
некое
знание.
Это
период
обретения
мудрости.
Эмоциональные
переживания
обрядов
этого
времени
связаны
с
внезапным
пониманием
сути
вещей
или
просветлением.
Человек
изнутри
начинает
воспринимать
себя
вновь
частью
более
общего
целого,
частью
мира.
Единство
противоположностей
-
еще
одна
идея,
принимаемая
в
этот
период.
В
мироздании
обнаруживается
смысл
и
своя
мудрость.
А
человек
обнаруживает,
что
принадлежит
сам
себе.
Современные
общины
и
празднества
Обычный
неоязыческий
праздник
состоит
из
·
благословения
всей
общины
знаком
молота
Тора
·
восхвалением
и
призыванием
богов
в
целом
(того
или
иного
бога)
·
той
или
иной
поучительной
программой
(от
чтения
отрывков
из
"Старшей
Эдды"
до
гадания
на
рунах)
·
вкушением
и
дележкой
с
богами
пищи
·
пусканием
рога
или
чаши
с
алкоголем
по
кругу
с
провозглашением
тостов,
с
кратким
восхвалением
любимого
божества
·
остальное
-
как
получится
Ничего
плохого
в
таком
распорядке
праздника
нет,
кроме
того,
что
он
во
всех
своих
программных
элементах
соответствует
архетипу
одного
сезона
-
Весны.
Все
направлено
на
переживание
единства
с
другими
людьми
(подобными
себе),
богами,
землей.
Нет
выделения
себя
из
общей
массы
общины,
нет
соревнований,
возможности
выяснить
отношения
в
рамках
культивируемой
обрядности,
инициальных
испытаний.
Все
между
собой
равны,
за
исключением
Жреца
и
Жрицы,
которые
обычно
представляют
из
себя
Папу
или
Маму
общины.
Общины
и
праздники
"весеннего"
типа
характеризуют
незрелое
состояние,
изо
всех
сил
стремящееся
к
"летней"
сепарации
от
своих
"родителей":
индустриальной
культуры,
пост-христианской
идеологии,
пост-капиталистического
или
пост-советского
общества.
Потому
большинство
подобных
языческих
сборищ
напоминают
детский
игровой
утренник
("утренник",
кстати,
тоже
"весенняя"
ассоциация)
с
воспитательницей
или
пионервожатым.
Община
переходит
в
"летнюю"
стадию,
когда
в
ней
находят
свое
место
не
только
Жрец
и
Жрица
(то
есть
главные),
но
и
другие
участники.
Когда
рядовые
участники
перестают
быть
не
связанными
собственными
функциями
и
обязательствами
"детьми".
Конечно,
это
время
мерянья
тем,
что
у
кого-то
бывает
больше
или
меньше,
чем
у
другого.
Что
бы
это
ни
было.
"Осенний"
период
может
давать
раздоры
и
разрывы,
даже
раскол,
но
и
новую
самоидентификацию
общины
и
каждого
человека
в
ней.
В
"зимнее"
время
община
находит
новый
идейный
или
мистический
смысл
своего
существования.
И
на
новом
витке
этого
круга
сезонов
уже
появляется
поколение
"старших"
общинников,
которые
могут
чему-то
научить
или
помочь
новоприбывшим.
О
празднике
"Торри"
В
современной
Исландии
в
пятницу
между
19
и
25
января
празднуется
праздник,
называемый
Торри.
Он
называется
еще
"днем
бондов"
или
"днем
мужчин".
В
этот
день
едят
специальные
кушанья,
описания
которых
тут
пропустим
.
Народную
популярность
праздник
приобрел
в
19
веке.
Торри
-
главный
персонаж
этого
праздника,
приходит
к
крестьянину
и
сообщает,
что
если
тот
достаточно
потрудился
летом,
то
ему
хватит
сил
дожить
до
настоящей
весны.
Об
этом
поются
песенки.
Предполагается,
что
Торри
это
персонификация
Зимы
(аналог
Морозка,
который
награждает
трудолюбивых
и
замораживает
до
смерти
ленивцев).
Предполагают,
что
у
этого
Торри
есть
спутница
-
супруга.
Ее
зовут
Гоа
и
она
снисходительнее
к
людям,
чем
ее
муж.
В
современной
религии
Асатру
невинный
фермерский
праздник
Торри
стал
фестивалем
в
честь
бога
Тора,
несмотря
на
то,
что
никакой
другой
связи
кроме
похожего
звучания
между
двумя
этими
персонажами
нет.
Предположительно,
мороз
в
это
время
года
так
силен,
что
его
не
иначе
как
напускает
какой-нибудь
морозный
великан,
и
потому
чтобы
разобраться
с
этим
тут
явно
нужна
помощь
Тора.
Потому
в
этот
день
неоязычники
попросту
отмечают
праздник
в
честь
бога
Тора.
Праздники
в
честь
божеств
Осмысленный
религиозный
и
магический
смысл
имеют
праздники
в
честь
того
или
иного
божества.
Они
могут
иметь,
а
могут
не
иметь
символической
связи
с
текущим
сезоном,
а
также
могут
исполняться
и
праздноваться
в
одиночку.
Отмечаются
же
они
для
того,
чтобы
вызвать
и
ощутить
силу
божества
во
вне,
или
его/ее
качества
внутри
себя.
Имеют
смысл
и
различные
стороны
одного
и
того
же
бога
или
богини.
Так
можно
почитать
Одина
-
покровителя
скальдов,
Вёлунда
-
как
творца
и
искуснейшего
ремесленника,
Фригг
-
как
яростную
Хольду,
Скади
умеющую
расставаться
с
мужчинами
и
Фрейю
как
богиню
помогающую
влюбленным
или
же
ведьмам,
в
зависимости
от
желания
и
потребностей.
Именно
для
этого
рода
праздников
подходят
обычные
ритуалы
с
освящением
пространства,
прославлением
божества,
вкушением
пищи
и
напитков
или
же
другими
символическими
действиями,
призванными
возбудить
и
усилить
силу
архетипа.
Не
стоит
думать,
что
восхваления
божества
и
вкусной
еды
как-то
вечером
достаточно
для
того,
чтобы
все
в
нужной
сфере
(или
в
самом
себе)
пошло
как
маслу.
Во
время
почитания
божества
(можно
сказать
по-другому:
при
ощущении
связи
с
архетипом)
могут
приниматься
решения
о
некоторых
изменениях
в
жизненном
ритме,
отношении
к
чему
бы
то
ни
было,
а
также
намерения
сделать
то
или
это.
Copyright
2002
|