Rambler's Top100 На главную страницу

ВЕДЬМА: ГЛАВНАЯ  ВЕДЬМИНА ШКАТУЛКА  ВЕДЬМИН КОТИК    ВЕДЬМИНА КУХНЯ   ВЕДЬМИНЫ ПАУЧКИ  ВЕДЬМИНЫ КАРТЫ  ВЕДЬМИН ЧУЛАНЧИК 
 ВЕДЬМИНА БИБЛИОТЕКА  ВЕДЬ МИН ПАТЕФОН    ВЕДЬМИНА ГАЛЕРЕЯ  ВЕДЬМИНЫ СОСЕДИ  ВЕДЬМИНЫ ТОВАРКИ ВЕДЬМИНА КРАСОТА ВЕДЬМЫ В ИСТОРИИ

ОСЕННИЕ

ДНИ МЕРТВЫХ

(c) Shellir, 2016

Написано специально для октябрьского выпуска журнала «Ведьмин Котёл»
         Размещено на сайте с согласия автора. :-)
     
         И немного музыки, за которую отвечает мое Дикое Ассоциативное мышление
        
Angelo Branduardi - Ballo In Fa Diesis Minore
         Тикки Шельен - Dance Macabre
 

  Sono io la morte e porto corona,
io Son di tutti voi signora e padrona
e cosм sono crudele, cosм forte sono e dura
che non mi fermeranno le tue mura.
Sono io la morte e porto corona,
io non di tutti voi signora e padrona
e davanti alla mia falce il capo tu dovrai chinare
e dell 'oscura morte al passo andare.
Sei l'ospite d'onore del ballo che per te suoniamo,
posa la falce e danza tondo a tondo:
il giro di una danza e poi un altro ancora
e tu del tempo non sei piu signorа.
Angelo Branduardi - Ballo In Fa Diesis Minore

 
 

Нет народов, которые не почитали бы смерть. Умирание, смерть телесной оболочки, - это естественное завершение жизни любого живого существа, открывающее, впрочем, недоступные живым пути и освобождающее место для нового. Смерть неотвратима и неизбежна, и с самых ранних времен существования человеческих сообществ смерть сакрализировалась, формировались и складывались ритуалы проводов мёртвых, которые должны были помочь умершему легко пройти сквозь границу-завесу, разделяющую мир живых и загробный мир, а также сориентироваться в новом для него царстве смерти, живым же те же обряды помогали навсегда проститься с ушедшим и примириться с потерей, а также обезопасить себя от того вреда, который мог причинить мёртвый дух. По мере развития человеческого общества, ритуалы, связанные со смертью, и представления как о самой смерти, так и о посмертии, становились все сложнее, и со временем, кроме индивидуальных похоронных обрядов, появились и большие отдельные праздники, посвященные всем мёртвым – таков, например,  кельтский Самайн, во время которого открываются двери между мирами, а духи умерших возвращаются в мир живых и ходят среди людей. Таковы славянские Деды, - время, когда ждут в гости «родовых покойников», когда топят для мёртвых баню, готовят особую «еду дедов», накрывают для них особый стол, вспоминают дела предков и рассказывают умершим, что произошло у живых с прошлого их визита. И таков Диа де лос Муэртос (Día de los Muertos) – День Мёртвых, празднующийся в Латинской Америке. Особого размаха этот праздник достигает в Мексике, но празднуется и в других странах – в Гватемале, Сальвадоре, Гондурасе, Боливии, Никарагуа и на Гаити.

Диа де лос Муэртос празднуется в то же время, что Деды и Самайн – в самом начале «тёмной осени», 1 и 2 ноября, и, в целом, этой дате на территории Латинской Америки мы обязаны католичеству, а до католичества - кельтам: считается, что именно из-за языческой кельтской традиции празднования Самайна христианские День Всех Святых (1 ноября) и День Всех Душ (2 ноября) попали на эти даты, и  оказались настолько сильно связаны с почитанием и поминовением умерших, а с христианизацией Латинской Америки как сами эти церковные праздники со всеми их смыслами, так их «народная» вариация переехали на другой континент, где и смешались с местными обрядами почитания и поминовения мёртвых, и теперь Диа де лос Муэртос – это настоящий «коктейль» из традиций, где можно найти следы и европейских, и индейских, и негритянских ритуалов и представлений, причём в разных странах та или иная традиция может преобладать в зависимости от состава населения. Например, в Мексике, - стране, которая возникла на месте государства ацтеков, влияние старой индейской традиции очень сильно, и тут многие персонажи и обычаи Дней Мёртвых, вероятнее всего, восходят к старым традициям ацтеков, к почитанию двух древних индейских божеств – владык Миктлана (загробного мира ацтеков): Миктлантекутли, господина мира мёртвых,  и Миктлансиуатль, его госпожи.

 

Оба они – боги смерти и умерших, живущие в самой глубокой, девятой преисподней Миктлана, в доме без окон; оба они – стражи душ и хранители костей (в числе прочего отвечающие за сохранность костей на кладбище), владыки северного направления (миктланпа), откуда приходит холодный «ветер мёртвых»; оба они могли изображаться в виде скелетов (порой окровавленных) или же только с черепами вместо лиц. Владыки Миктлана – одни из немногих богов смерти, которые отвечали за все три разновидности душ умерших: во-первых, за тех, кто умер обычной, простой смертью – от старости или от болезни; во-вторых, за тех, кто умер героической смертью – сюда относились души погибших в сражении, женщин, умерших родами и тех, кто умер во время жертвоприношения; а третий тип – это не героически умершие души. Существуют боги смерти, которые отвечают только за какой-то один тип душ, но Господин и Госпожа Миктлана связаны со всеми ними сразу, почитались они очень широко, а поскольку религиозные традиции, связанные с почитанием мёртвых, одни из самых устойчивых, то неудивительно, что мы и сейчас находим следы почитания этих богов в традиции Диа де лос Муертос и узнаем их черты в некоторых персонажах и традициях этого праздника.

Например, одна из самых известных фигур этого торжества – Калавера Катрина, Красотка-Скелет, или Модница-Скелет – мертвая девушка, нарядно одетая, украсившая себя цветами, раскрасившая свои выбеленные временем кости так, чтобы было красиво и ярко. Строго говоря, Калавера Катрина появилась не так уже давно – в начале 20 века в работах местного художника Хосе Гуадалупе Посады, причем появилась как карикатура на вырождающуюся испанскую аристократию. Но этот образ не был принципиально новым, он вырос из уже имеющейся традиции почитания черепов во время Диа де лос Муэртос, и поэтому мёртвая щеголиха с легкостью нашла своё место в праздничной традиции. Кроме того, сам её облик, образ мёртвой девы-скелета с того света, очень близок к образу Санта Муэрте, Святой Смерти, культ которой, хоть и не одобряется католической церковью, но все же существует и развивается до сих пор.

Санта Муэрте, которую адепты культа называют еще Белой Девой (la Niña Blanca), Белой Сестрой, Доброй Госпожой, Костяной Девой (la Huesuda), Могущественной Дамой, Многоликой, Безволосой, Тощей (la Flaquita) - это святая, которую тоже изображают в виде скелета, одетого в пышные ритуальные одежды и, нередко, коронованной. Хотя общая атрибутика Святой Смерти считается преимущественно христианской – плащ, коса и весы (или песочные часы), с которыми она чаще всего изображается, известны нам и по европейским средневековым изображениям смерти, однако её функции далеки от европейской культуры (да и сам культ Скелетной Святой не признается католичеством) и куда ближе к местным индейским верованиям, в которых боги мира мёртвых охотно вмешивались в дела живых. Санта Муэрте считают исполнительницей желаний, она помогает в любовной магии и в совершении мести, в исцелении от болезней, в рождении детей, она способна даровать своим почитателям защиту, избавление от долгов и проблем с законом, приносит знание и мудрость, дарует работу – то есть, фактически, она охватывает своим вниманием все стороны жизни живых. По этой же причине её почитателей можно найти фактически везде, её почитают домохозяйки и рабочие, школьники, врачи, юристы и политики, а кроме того, она считается покровительницей всех, кто занят не вполне легальными делами – ей поклоняются и преступники (которые, кстати, нередко наносят её изображение на рукояти оружия),  и проститутки, и нищие-попрошайки).

Статуя Костяной чаще всего появляется в шествиях в первый день Диа де лос Муэртос, открывая своим появлением и благословляя праздник почитания умерших. В отличие от христианской культуры, где смерть воспринимается скорее как враждебная сила, в смешанной латиноамериканской традиции смерть воспринимается больше как естественное явление, и хотя и в этой культуре существует антитеза жизни и смерти, два этих начала не находятся во вражде, а, скорее, дополняют друг друга.

Дни Мёртвых Латинской Америки – это отнюдь не печальный праздник и не время для горевания, это праздник, когда стараются порадовать тех, кто уже ушел за грань. Одна из самых ярких традиций этого времени – индивидуальные алтари умерших, которые создают живые родственники усопших в своих домах и под открытым небом. На такой алтарь попадают фотографии или другие изображения умершего, его любимая еда и питье, вещи, которые были для него значимы, изображения святых, включая саму Санта Муэрте, раскрашенные черепа как символ связи мертвых и живых. На том же алтаре обязательно зажигают свечи, которые будут гореть все три дня праздника (в канун, 31 октября, и 1-2 ноября), как подношение обязательно ставится крепкое спиртное и «пан де муэрте» - хлеб мёртвых, который специально печется для того, чтобы умершие могли насытиться. Еще один постоянный атрибут – это flor del muerto, цветы мертвых. Как правило, это оранжевые махровые бархатцы, но иногда встречаются и оранжевые астры, герберы – считается, что эти цветы привлекают к себе души.

Еще одна традиция – украшение могил. Кладбища во время Диа де лос Муэртос – это место праздника, полное цветов, огней и украшений, и на кладбищах нередко разворачиваются праздничные торжества.

Считается, что мёртвые никогда не придут туда, где все тускло и уныло и где льются слёзы, а люди горюют. Поэтому во время Дней Мёртвых люди стараются вспоминать только хорошее, и рассказывают об усопших те истории, которые порадуют и их самих, и собравшихся живых, и над которыми можно вдоволь похохотать. Смех – то, чего лишены умершие большую часть своего существования, поэтому, когда во время Дней мёртвых они получают возможность войти в мир живых, они в первую очередь направятся туда, где ярко горят огни, где льется спиртное, где смеются и веселятся люди, и где их ждут с радостью, как дорогих гостей.

Для украшения алтарей и могил часто используются черепа – считается, что эта традиция тоже уходит в ацтекский период, где к костям и черепам принесенных в жертву и родовых покойников было особое отношение: их очищали и хранили, а во время праздников мёртвых выставляли на специальных ритуальных подставках – цомпантли. Черепа и кости – это, одновременно, и мёртвое, и живое, то, чем обладают и живые, и умершие, и они обеспечивают в какой-то степени, связь и соединение двух разных миров. Сейчас, конечно, настоящие черепа предков выставляются на алтари дней мёртвых лишь изредка (хотя эта традиция еще кое-где существует), и по большей части – это изображения черепов, изготовленные из глины, пластика, папье-маше и из бумаги. Обычно эти черепа ярко раскрашивают, нанося на них разные узоры – по большей части растительные, цветочные. Свежие нежные цветы, соседствующие с черепами и костями – это устойчивый образ этого праздника, и цветы порой даже становятся «глазами мёртвых», заполняя пустые глазницы черепов.

Но все же Диа де лос Муэртос – праздник, имеющий не только индейские корни. В других местах, например на Гаити, где куда сильнее влияние африканских народных верований, Дни Мёртвых, хоть в целом сходны с мексиканской версией, но все же проходят под покровительством других богов и персонажей. Тут это праздник в первую очередь находится под покровительством Барона Самеди, Барона Субботы, его супруги, Маман Бригитты, и их многочисленных «детей» - целого сонма духов-гедэ (Guédé). Все эти существа одновременно связаны и со смертью, мёртвыми, похоронами и кладбищами, и с жизнью, процветанием, сексуальностью и удачей. Сам Барон – главный среди духов смерти, он хранитель и проводник мёртвых, хозяин кладбищ, присматривающий за костями, и он тот, кто решает, кому жить, а кому умереть, он тот, кому ведомо все то, что когда-либо знали умершие. Барона Субботу чаще всего представляют одетым в чёрное: во фрачную пару и щегольские туфли, на голове у него – высокий цилиндр, глаза закрыты темными очками, а ноздри нередко заткнуты тряпицами, поэтому говорит он немного гнусаво: его одежда – это костюм похоронных дел мастера. Барон очень любит хорошую выпивку и крепкие сигары, и именно они являются основными для него подношениями; впрочем, жертвуют Барону и еду, и деньги, арахис и кофейные зерна,  и черных птиц и козлов, и многое другое. Барон, хоть и хозяин мёртвых, очень любит повеселиться, пошутить и потанцевать, да и вообще насладиться радостями жизни, поэтому нередко говорят, что если этот лоа входит в тело человека, то тот начинает вести себя непристойно и буйно. На каждом кладбище Барону посвящают первую мужскую могилу, и эта могила всегда будет считаться могилой самого Барона, и именно возле неё во время Дней мёртвых свершаются обряды. Маман Бригитта, его жена – хозяйка кладбищенских врат, то есть входа в мир смерти и, заодно, и возможности его покинуть; без её разрешения переходы из мира в мир не случаются, и ей посвящается первая женская могила на каждом кладбище, которая считается её личной могилой, где и происходят обращения к ней за помощью. При этом так же как Санта Муэрте, круг её функций очень широк, и отнюдь не ограничивается только делами мёртвых. К Маман обращаются за исцелением, за богатством, за избавлением от проблем, ради рождения детей, за приворотами и отворотами, за знанием, за благословением и т. д. Маман подносят ром, настоянный на жгучем перце – такой острый и крепкий, что человек не в состоянии его пить, ей подносят сладости и духи, острые перцы и жареные зерна. 

Гедэ – это «дети» и слуги Барона и Маман. Это духи мёртвых, которые когда-то были живыми, и именно поэтому они хорошо понимают устройство человеческой жизни, и могут оказывать на неё определенное воздействие, но при этом они совершенно лишены человеческой этики, морали и представлений о приличиях. Кроме того, хоть они и хорошо разбираются в жизни людей, но постоянного соприкосновения с её простыми радостями они лишены – у них нет тел, они не могут наслаждаться в полной мере едой и питьём, они не могут получить радостей секса, не могут согреться на солнце. Поэтому гедэ нередко стремятся входить в тела людей, чтобы хотя бы на какое-то время получить возможность «оттянуться на полную катушку», и Дни Мёртвых – время, когда вероятность одержания гедэ многократно повышается; считается, что человек, в которого вошел гедэ, начинает без меры пить, много курит, отпускает сальные шутки, вступает без разбора в сексуальные контакты, объедается, исполняет непристойные танцы, ворует деньги, спиртное и вещи, безудержно веселится – словом, ведет себя именно так, как можно ожидать от духа, который давно мечтал о чем-то подобном, и которому наконец выпал заветный шанс. Гедэ сами по себе – фаллические духи, и ведут они себя в человеческих телах соответственно.

Время Дней мёртвых и в этой традиции – время радости и танца, когда нужно и повеселиться самим, и порадовать умерших. Смерть – явление страшное, но все же неизбежное, а ежегодные праздники, во время которых люди получают возможность на время превратить смерть в шутку, и сыграть с ней несколько партий на стороне жизни, позволяет на время отвратить смерть от человеческих жилищ, и в какой-то мере «сдружить» людей с этой силой.

 

 

© Shellir (Наталья Никольская)

Октябрь 2016

Написано специально для журнала «Ведьмин Котёл» ( https://vk.com/witchcopper )

И немного музыки...

 
 

 

 

Вернуться к Главной Ведьме

Rambler's Top100 HotLog Top Magya.ru - вся Магия Женский портал, женский каталог, все для женщин! Palantir