Rambler's Top100


Иллюстрация с обложки книги Джо Хилла "Коробка в форме сердца"

ВЕДЬМИНЫ ПОДАРОЧКИ

-Ты, Люся, такие подарочки делаешь, не обрадуешься, - проворчал Левик глядя на подаренные ему несколько пар черных носков.
                  Марина Москвина "Гений Безответной любви"

Материал для раздела представлен Ведьмой Бусел. 
Комментарии - ВЕДЬМА.

Подарки - мы их а) любим (ТАКИЕ БОЛЬШИЕ И ВСЕ МНЕ!!!!  МНЕ!!! МНЕ!!!) а) опасаемся (Бойся Данайцев дары приносящих) в) ожидаем (Милый дедушка Мороз, я знаю, что тебя нет, но все равно принеси мне лошадку!) г) боимся (о нет, тетя Маша опять подарит мне розовый свитер собственной вязки с помпончиками и его придется носить)... Выбирать подарки мы тоже любим... Впрочем иногда ведьмино чувство юмора может не совпасть с ожиданиями граждан (например, не всякий оценит в качестве подарка черную свечу в форме черепа с надписью "Упырь меня"...)

Советы Ведьмы Бусел помогут вам подобрать правильные подарочки, а также узнать о том с чего подарки начинались...:-)

Эволюция подарка

Интересно проследить эволюцию функции подарка с древнейших времен до наших дней.

1. Если заглянуть в глубины зоопсихологии, то мы увидим там паука, который перед совокуплением преподносит своей избраннице муху. Чем больше муха, тем значительней шанс паука-мальчика остаться в живых. Отсюда проистекают сразу две, по-видимому, наиболее древние функции подарка:

  подарки дарят, чтобы тебя не съели

  подарки дарят избраннице (избраннику), как явный намек на будущие сексуальные отношения.

За прошедшие миллионы лет эти, с позволения сказать, паучьи функции подарка остались практически без изменения.

Приходилось ли вам кого-нибудь задабривать с помощью подарка? А намекать на желательный интим? Разумеется, большинство читателей на оба вопроса ответят утвердительно.

Однако эволюция идет вперед. Из физиологии нам известно, что любое эволюционное приобретение имеет несколько функций, так как Природа - дама весьма экономная.

2. Следующая по времени возникновения и уже собственно человеческая функция подарка относится не столько к индивидуумам, сколько к целым коллективам людей (племенам, семьям, кланам). Она подразумевает вступление в отношения. Именно эти подарки получили многозначительное и слегка высокопарное наименование даров.

Индивидуальные подарки в то время, разумеется, тоже существовали, но, грубо говоря, кодировали все те же паучьи послания: Не бей (не ешь) меня!, Я хочу взять тебя в жены!). Процесс индивидуализации личности находился еще в начале своего долгого и трудного пути, и самые интересные и "продвинутые" вещи происходили на уровне семьи, племени, рода, этноса. В каких же случаях и зачем преподносились дары?

Хочется сразу отметить, что даже на самом раннем этапе развития человечества процесс преподнесения даров был строго ритуализирован. То есть, места для проявления фантазий отдельных личностей или даже коллективов практически не оставалось (да и не больно-то им хотелось, если подумать!). Например, у каждого народа был строго определенный (вплоть до мелочей) набор свадебных даров (подарки, которые семья жениха преподносила семье невесты, и наоборот). Тщательное соблюдение подарочного и других ритуалов гарантировало не более и не менее, как счастье молодой семьи.

С помощью даров роднились и замирялись между собой не только семьи, но и целые роды, племена, а позднее - и государства. Кроме того, преподнесение даров часто обозначало желание создать военно- оборонительный союз.

Определенными, четко обозначенными дарами определялись и всевозможные отношения вассального подчинения. Возмутительный для современного человека феодальный обычай права первой ночи - именно из этого репертуара. Однако, практически никто не вспоминает, что после ночи, проведенной с невестой крестьянина, феодал обязан был подарить ей установленный набор - деньги, одежду, что-то из украшений. То есть, как бы мы сейчас ни относились к нравственной стороне этого обряда, фактически имел место обмен дарами между господином и его подчиненным в связи с изменением социального статуса последнего.

3. С возникновением первых более-менее развитых религий появился и еще один способ ритуального преподнесения даров - дары от человека (коллектива людей) Богу (богам). Первоначально эти подношения носили характер жертвы, в дальнейшем, по мере смягчения первобытных нравов, превратились в пожертвования. Поскольку сам Бог (или боги) был в целом равнодушен к бычкам, маслу, яйцам, пшенице, деньгам и украшениям, то очень быстро появились посредники, использующие все это на собственные нужды. Таким образом, дары человека Богу превратились в дары жрецам или Церкви. Понятно, что все это с самого начала носило характер взаимовыгодной сделки. Я Тебе - бычка или деньги на часовню (мечеть, синагогу, ступу и т.д.), а Ты мне - хороший урожай, крепкое здоровье, счастливую жизнь, прощение грехов и т.д.

Таким образом и с недоступной, сверхъестественной частью мира человек издавна договаривался с помощью подарков, даров. Вот уж воистину - универсальное средство коммуникации - от пауков до Господа Бога (какое бы имя ни давали Ему разные народы).

4. Однако процесс становления личности потихоньку шел. И вместе с его плавным течением подарок (уже не дар) приобретал все более личные, индивидуальные формы. И именно здесь во всей своей красе проявилась наиболее известная нам функция подарка - дарение подарка как способ получения удовольствия. Радуется бабушка, подарившая внучке давно желанную куклу. Радуется внучка, эту куклу в подарок получившая.

Но ведь так было всегда! - возразит кто-то. Аборигены Австралии тратят до 25% (!!!) своего времени на изготовление игрушек для детей общины. Тщательно и с любовью мастерят они маленькие луки, копья и бумеранги и передают их малышам. Те, естественно, как и все дети, теряют и ломают игрушки. С неистощимым терпением взрослые тут же изготовляют новые. Разве это не то же самое?

Нет. Эти игрушки, конечно, можно назвать подарками, но делаются они не удовольствия ради, а для того, чтобы подготовить детей к жизни взрослого охотника. Эту же функцию несли и соломенные куклы крестьянских девочек, и деревянные лошадки и солдатики будущего воина. Детские игрушки стали подарком "для удовольствия" совсем недавно - может быть, лишь с началом промышленной революции. Кукла, купленная Козетте Жаном Вальжаном, пожалуй, уже такой подарок. (Впрочем, многие игрушки и сейчас сохраняют функцию подготовки ребенка к взрослой жизни).

Когда Ведьма будучи девочкой читала эту историю (о кукле Козетты), она ей всегда казалась очень - очень трогательной...

5. И уж буквально только что (в эволюционном плане) появилась совершенно новая функция подарка - подарок как форма выражения себя. То есть, даря подарок, человек стремится не обезопасить себя и не приобрести что-то взамен, не вступить во взаимоотношения и даже не порадовать другого - он стремится рассказать что-то о себе.

Подарок на Руси

Понятие "подарок" появилось, когда человек еще только учился быть человеком. Выстраивая отношения с себе подобными, он открывал смысл доброты, радушия, испытывал признательность за чужую заботу и отзывчивость. Способом выразить эти чувства становился подарок. В русском языке у этого слова есть еще и брат-близнец: гостинец, от слова гость. Это значит, что по обычаю человек входил в дом с подарком, и его готовы были в этом доме отдарить.

Известная формула мне не дорог твой подарок, дорога твоя любовь - это скорее о силе чувства, чем об отношении к подарку. Он-то как раз ценится в народном сознании необыкновенно дорого. Не случайно в сказках большинство чудесных предметов для своего подвига герой не находит и не добывает, а получает в дар: клубок, указывающий дорогу, кольцо, исполняющее желания, и т.д. Такие вещи никогда не берутся силой, их не отнимают. Они становятся наградой за сердечность, отзывчивость, трудолюбие. Дарящего и дарителя связывает добрая воля.

Подарок в сказках не знает нынешней конфронтации между духовным и материальным. Народ не мыслит его иначе, как в виде предмета с ярко обозначенным утилитарным назначением. Дорогая любовь находит выражение обязательно в дорогом подарке. Дорого не в денежном исчислении, а в своей материальной полезности (скатерть-самобранка, сума с волшебной дубинкой и пр.). Но одновременно подарок в народном сознании стоит выше товара. Он не покупается, его нельзя оценить ни деньгами, ни золотом. Этому полотну, царь-батюшка, цены нет! Я тебе его в дар принесла! Сочетание пользы и любви - характерная черта народного подарка.

Охраняющая память

У древних народов подарок обладал магической силой. Вещь, подаренная от чистого сердца, приносила удачу. А могла и навредить, если за ней стояла тайная неприязнь. Многочисленные сказочные коллизии подчеркивают: память - тот узел, которым подарок связывает дарителя и одариваемого. Между ними устанавливается незримая таинственная связь. На подаренном ноже появляется кровь, он ржавеет, когда его обладатель попадает за морем в беду, - и тогда друг или брат спешит на помощь. По подаренному кольцу жених узнает свою невесту, жена - мужа. Да зачем вспоминать сказки? Разве мы, делая в книге, альбоме или на фотографии надпись, не начинаем ее словами: на добрую память?

Обычай милой старины

С древнейших времен подарок неразрывно связан с обычаями, он входит в обряд наравне с песней, танцем, декоративно-прикладным искусством.

Святочный обычай колядования и щедрых подношений колядовщикам имел двойной смысл. С одной стороны, люди как бы заговаривали действительность, представляя ее более сытой, богатой, чем она есть на самом деле. С другой, выражали убеждение, что зажиточная жизнь связана не только с обилием на столе и в погребах, но и с обязательной щедростью, готовностью делиться и одаривать ближних. На масленицу дарили узорчатые пряники с надписями: кого люблю, того дарю", от милого подарок дороже золота, чин чина почитай, а подарок не забывай.

К встрече весны, на сорок мучеников, готовили жаворонки. Затейливые старушки пекут их с особенными вычурами: золотят всю птичку сусальным золотом, голову обмазывают медом и посылают их по родным, в гостинцы детям

До сих пор жив обычай обмениваться на пасху крашеными яйцами.

Ленты, кружева, ботинки...

Еще значительнее место подарка в некалендарных, семейных торжествах. Человек родился - и знакомые, соседи, родные спешили с подарками. Родильнице посылали крупу, муку, кусок набивного ситца или полотна, рубашечку, чепчик для младенца.

Как только девочка научалась держать в руках иголку, она начинала готовиться к свадьбе: шить и вышивать подарки еще незнакомым жениху, свекру, свекрови. А уж когда наступало время сватовства, невесте приходили на помощь подруги - так много всего надо было заготовить. В некоторых местах на другой день после рукобитья жених посылал невесте свою рубашку и порты, чтобы она сшила ему такие же собственными руками. Подарки жениха были покупные и в первую очередь характеризовали его щедрость: ларчики с лентами, иголками, нитками, башмаки, серьги, пряжки, румяна, белила и т.д.

Родители и близкие одаривали молодых посудой, полотном, зерновым хлебом, скотом, птицей. Друзья дарили мелкие вещи: ленточки, нитки, платки. Известны приговоры свата: Чарочку выпивай, молодых одаряй, рублем аль полтиною, либо золотою гривною, а коли твоя честь, так рублевиков шесть, а чушку за ушко, коровку за головку. Все участники свадьбы тоже получали подарки из рукоделья невесты, сладости, деньги.

Подарки государственные

Случалось, что дарители преследовали необычные цели. Византийцы, например, замыслили таким способом вызнать характер Святослава. Сперва положили перед ним золото и драгоценные ткани. Даже не взглянув на дары, он приказал убрать их. Тогда перед ним положили оружие. Он же, приим, нача хвалити и любити и целовати царя... И сказали бояре: Лют се муж хочет быти, яко именья не брежеть, а оружие емлет.

Дары иностранным правителям и их послам служили чутким барометром дипломатических отношений. Такой дар назывался в России поминком. Поминками могли служить кони, оружие, золото, серебро, дорогая ткань, соболя. Подношение их происходило строго по ритуалу, который каждый раз во всех деталях записывался в Наказе послам: сначала передать от великого князя поклон, потом, мало посидев, поминки явити и молвити... А уж после того подать верительные грамоты.

Государи строго следили за тем, чтобы их подчиненные ни с кем не сносились помимо их, государевой, воли и никаких поминков со стороны не принимали. Верных слуг они дарили сами, и в этих случаях трудно было провести грань между подарком и наградой. В древней Руси не было системы орденов, и жалованные правителем шубы со своего плеча, золотые чаши, серебряные кубки и прочее выполняли наградные функции.

В дошедших до нас описаниях этих предметов основной упор всегда делался на то, сколько пошло на их изготовление драгоценных металлов, камней, дорогих мехов. Никогда не упускался вес предмета, но почти нигде не встречается слов о хитрой работе мастера. Начиная с Ивана III и до начала XVIII века великие князья и цари чеканили специальные "золотые". Ими жаловали за участие в военных походах, а при поставлении на царство осыпали ими нового царя и бросали в толпу. Таким образом, золотые были одновременно и государевой наградой, и его подарком, и памятью о крупнейших событиях в стране.

 Ветер перемен

Восемнадцатый век принес многочисленные изменения в русскую жизнь. Сломав старые государственные институты, Петр I нарушил и прежнюю систему царских подарков.

Знаки его благоволения и подарки сыпались на людей, которых с ним сталкивала судьба, не менее щедро, чем палочные удары и другие знаки его гнева. Золотая медаль, выбитая в честь победы, серебряный рубль для многочисленных царских крестников из простого звания, табакерки - эти предметы не имели такой утилитарной ценности, как, например, шуба с царского плеча, но ценность подарка как знака расположения была неимоверно велика.

Изменения в частном быту привели к возникновению многих новых ситуаций. Стремление выразить в подарке свое доброе отношение к другому человеку осталось, но теперь оно уже не было так строго регламентировано и допускало, выражаясь современным языком, творческий подход. "Страсть любовная, - писал князь М.М.Щербатов, - до того почти в грубых нравах не знаемая, начала чувствительными сердцами овладевать". От кавалера теперь требовалось галантное обхождение с дамой, умение ухаживать и говорить комплименты. И обязательно дарить подарки. В рукописной "Истории о Александре, российском дворянине" изображается идеальная картина взаимоотношений возлюбленных: герой дарит избраннице "столп верности" - кольцо, данное ему родителями. Возлюбленная одаряет его "знаком любви" - "злата шнура узел", разъясняя символический смысл этого подарка: "едина мя смерть развяжет".

Подарок в быту постепенно теряет тесную связь с обрядом. Предметом дарения становится все: от деревни в несколько тысяч душ крестьян до локона волос. Наиболее распространенными подарками были предметы женского рукоделия, кольца и перстни, миниатюрные портреты, которые можно было носить как медальон.

Чем ближе к нашему времени, тем больше подарок ценится не за его материальную стоимость, а за память, внимание, воспоминания, с которыми он связан. Та самая формула - "мне не дорог твой подарок, дорога твоя любовь" - все точнее выражает суть отношений, связывающих дарящего и одариваемого.

 ПыС: И как говорила Заза Габор: Я никогда не ненавидела бывшего кавалера настолько, чтобы вернуть ему подаренные мне бриллианты!

Любые комментарии и коррекции будут приняты с благодарностью. Можно через форум. Можно письмом.

Вернуться к Главной Ведьме

Rambler's Top100 HotLog Top Magya.ru - вся Магия Женский портал, женский каталог, все для женщин! Palantir