|
||
|
ШУТ (c) Wedma Mestnaya (2020) |
|
(...этим полукреслом
мастер Гамбс...)
"Однако ежели кто-либо в какой-либо день, потрясая
словами Философа, и, значит, выступая от имени Философа,
преподнесет искусство смеха как своеобразное острое
оружие; если риторика убеждения вытеснится риторикой
осмеяния; если такая аргументация, как постепенное и
утешительное созидание картины воскрешения из мертвых,
заменится другой аргументацией - безудержным развалом,
искажением уже созданных, самых священных и самых
почитаемых картин, - о в этот день и ты и вся твоя наука,
Вильгельм, будете сметены!"
Умберто Эко "Имя Розы"
|
||
Может показаться, удивительным, что Шут затесался среди
таких серьезных, таких старших типов, как Маг, Мудрец,
Правитель, среди этого, без иронии скажем, высшего
общества. Может он там на правах младшего любимого
братца? Или братца-уродца?
Но нет, условно чистый Шут - в этой компании самый
старший. И самый старый.
Представьте, мы шли и шли, и вот почти дошли. Мы все
построили, всего добились, все поняли, любили и были
любимы, воевали, проигрывали и выигрывали, мы находили и
теряли, творили иллюзии, сами в них запутывались и
разочаровывались, выпутывались и шли дальше. И вот мы на
вершине построенного нами мира. И это оказалось
чертовски смешно. Остался один шаг, рывок веры. А куда
он нас приведет - вверх или кубарем вниз неизвестно.
Но если не сделать этот шаг - никогда и не узнаешь. И
так тоже можно, будешь вечно занят важными делами,
строить, разрушать, править, понимать, разделять и
властвовать, ...намылить, смыть и повторить. Туда далеко
не все доходят и к концу жизни, да и не всем туда надо.
Но если только сделать этот шаг, уронить в открывшуюся
пропасть все свои Кольца Всевластья, набранные таким
долгим трудом, то разъятый на части мир снова обретает
целостность. Снова все дышит и смеется. Таким мир видит
только Невинный (Дитя), но дитя в самом начале пути, оно
еще ничего не знает и не умеет. А Шут - это конец пути.
Шут переворачивает все с ног на голову, но при этом на
выходе получается не груда осколков (как у Бунтаря-Шута,
где старший тип мало проявлен, а погоняет им фриковатый
младший), и не разноцветные фантики вместо честно
отданных публикой золотых часов (как у Шута-Фокусника,
низшего Мага), а новая, живая система. Шут снова
оживляет мир. И цикл снова запускается сначала.
Разница между Шутом и остальной уважаемой компанией (Правителем,
Магом, Мудрецом), в наличии у них и отсутствии у Шута
фокуса на себя сверхценного (умного, волшебного,
властного, умелого). Как мы помним, фокус этот
сдвигался, сдвигался снаружи вовнутрь, и стал
окончательно внутренним на переходной фазе из Мага в
Мудреца, основная рабочая поверхность оказалась внутри
головы Мудреца. А теперь он ХЛОП! (музыканты,туш!
конфетти) и исчез, растворился, нет его. Потому что
когда есть единство с миром, есть прозрачность, разница
между я и мы очень условна. И в этом смысле Шут блажной
или блаженный, он игрушка богов. Поэтому Шут
разговаривает с Госпожой Кошкой, причем крайне вежливо,
так же вежливо как с Госпожой Королевой. И дело тут не в
непонимании условностей, дело в свободе от них. Свобода
тут крайне важна, и вот она у Шута самая настоящая,
самой чистой пробы (то, за что бьется и расшибается в
кровавые клочья Бунтарь, у Шута просто есть). Ближе
всего Шут к Творцу, но и они разные. Разъятый на части и
собранный вновь Мудрецом котенок вряд ли замяукает, у
Мага может встанет и побежит, но не надолго, только пока
хватит внешней подкачки, у Творца - и нарисованный будет
как живой, а у Шута и нарисованный на стене замяукает и
убежит.
Еще в отличие от остальной уважаемой компании (Правителя,
Мага, Мудреца), которые страшно далеки уже от простого
народа,
у Шута фокус снова на обычном человеке - он снова
социален, правда очень своеобразно (но мы помним, что в
отличие от Невинного, он уже все знает и умеет, у него
все типы пройдены и в обойме есть). То, что он прошел их
все крайне важно, потому что на фазе старших типов любой
непройденный, непрожитый и непонятный младший тип это
настоящий динамит. Так того, кто смолоду Мудрец, и из
наук любви знает только философию, легко ловит и держит
за самый простой рычаг тот, или та, кто ими владеет.
Потому, что когда все изучали науку любви, он читал, в
этом месте у него пробой, слабое место. Но настоящий
правильный Шут вмещает в себя весь спектр, включает все
маски. Он может оказаться при дворе, в заштатной
больнице, придорожной едальне, где угодно, одет как
угодно, часто действительно слегка забавно, будет
ощущаться будто противоречие, будто через одно постоянно
просвечивает что-то другое. Но это не будет ни
возвышенно, ни величественно, ни страшно. Это будет
забавно. Ведь нет более простого средства сократить
дистанцию, и подойти к людям поближе, чем смех. Шут
везде пройдет, его везде впустят.
Вот пришел в деревню смешной старик, вылечил чем-то всю
деревню от глистов, объяснил всем смысл жизни, оживил
статую в местном храме на полдня, говорит - у нее вся
спина затекла, - и ушел. Потом выяснилось, что курицу
украл, ему и так бы отдали, зачем украл не понятно.
Зачем-то надо наверное было. Думали и ему храм поставить,
да нечего оказалось в нишу ставить, ботинок он вот
потерял, когда уходил, но как-то неудобно в нише храма
ботинок ставить. Да еще и левый.
А черная женщина или белый мужчина это был кто его знает,
никто не помнит.
Но мы все-таки об украшениях тут с вами разговариваем.
Шуту к лицу противоречия в украшениях, все что связано с
маскарадом, карнавалом и чудачеством, "перепутанные"
материалы и образы - его. (на фотографии Вупи Голдберг
например ее браслет - из фишек для маджонга. Женщина,
которая, когда ее попросили придумать псевдоним на
полном серьезе предложила Whoopie Cushion (на
французский манер "кушОн" (т.е. "подушка-пердушка"), а
когда сказали, что так нельзя, Кушон убрала, а Вупи
оставила, и не такое может себе позволить. Таких
современных украшений немало.
Но подумав вспомнила довольно старую марку Selro/Selini (еще похожие украшения делала марка Har, но сейчас не о них). Основатель Selro Павел Селингер был родом из Одессы, эмигрировал в США в 1927 году, где стал Полом Сэлинджером и видимо неплохо понимал что такое трагикомедия и кульбиты судьбы. Поэтому создал несколько серий костюмной бижутерии с изображениями лиц и масок.
Самая известная - "Masks of Noh" была посвящена японскому театру но. Публике было не до тонкостей, поэтому его украшения из этой серии сейчас знают как серию "черти Selro" (Selro devil jewelry) (а у нас почему-то их называли "самураи").
Хотя на самом деле черти (вернее мстительные духи) в этой серии встречались нечасто (как и самураи), и наиболее часто встречающееся изображение в серии "чертей" - это маска "старика".
Были у Selro и серии про азиатских принцесс ("тайки"),
африканская серия ("африканцы" и в том числе "черные королевы")
и даже украшения посвященные злому гению - доктору Фу Манчу Сакса Ромера.
Не все же одними чертями заниматься. Разносторонний был
человек. Умер в 1990 году.
И la commedia è finita.
(c) Wedma Mestnaya (2020)
|
Знаете
как сделать
страшную
силу вашей
красоты
просто
ужасающе...
эффективной.
Поделитесь.
Я подумаю.
Ведьма |