Rambler's Top100

ВЕДЬМА: ГЛАВНАЯ  ВЕДЬМИНА ШКАТУЛКА  ВЕДЬМИН КОТИК    ВЕДЬМИНА КУХНЯ   ВЕДЬМИНЫ ПАУЧКИ  ВЕДЬМИНЫ КАРТЫ  ВЕДЬМИН ЧУЛАНЧИК 
 ВЕДЬМИНА БИБЛИОТЕКА  ВЕДЬ МИН ПАТЕФОН    ВЕДЬМИНА ГАЛЕРЕЯ  ВЕДЬМИНЫ СОСЕДИ  ВЕДЬМИНЫ ТОВАРКИ ВЕДЬМИНА КРАСОТА ВЕДЬМИН СИНЕМАТОГРАФ 

ВЕДЬМИНЫ  ЧЕТКИ

 Авторские статьи Анны Блейз о языческих молитвенных четках взяты с сайта HappyWitch (Ведьмино счастье) по согласованию с автором и HW.
Тексты молитв: Рейвен Кальдера, Галина Красскова, Торвальд, Салена Леви, Талас Пай, Элизабет Вонгвизит
Перевод: Анна Блейз

Иллюстрации - четки работы Ольги и Анны Блейз (1) и другие четки с сайта HW (2).

Языческие молитвенные четки

Молитвенные четки Одина

Молитвенные четки для Локи

Молитвенные четки Фрейра Молитвенные четки Ангрбоды
Молитвенные четки Фрейи

Молитвенные четки Сигюн

Молитвенные четки Герд

Молитвенные четки Хель
Молитвенные четки Норн Молитвенные четки Тора
 

 

Языческие молитвенные четки

Анна Блейз

 

Чётки — один из самых эффективных инструментов для молитвы, медитации и сосредоточения, известный во многих религиозных традициях. Работать с чётками в своих духовных упражнениях начали еще индийские мистики во II тысячелетии до нашей эры. Из индуизма эта практика перешла в буддизм, а позднее была воспринята христианами и мусульманами. В итоге все мировые религии признали действенность этого молитвенного инструмента и включили работу с чётками в число своих принятых практик.

Насколько нам известно, в древних языческих религиях Запада молитвенные чётки не использовались. Но язычники нового тысячелетия переняли этот инструмент из других религий и, вслед за буддистами, христианами и мусульманами, приспособили их к своим нуждам и к особенностям своих верований. Языческие четки уже приобрели широкую популярность во многих странах Европы и в США, а теперь набирают известность и среди отечественных неоязычников, магов и ведьм.

С одной стороны, в неоязычестве чётки служат все тем же основным целям, с какими они использовались на протяжении многих столетий в других религиях:

— помогают вести счет прочитанным молитвам или другим ритуальным действиям;

— способствуют концентрации внимания на предмете молитвы или медитации;

— задают ритм в медитативных практиках;

— служат напоминанием о структуре молитвы или иного ритуала;

— позволяют задействовать в духовной практике осязание и зрение, что может способствовать более глубокой концентрации и погружению в смысл молитвы;

— несут в себе символический смысл, связанный с теми или иными божествами или религиозными принципами.

Но, с другой стороны, языческие чётки находят и множество других применений, связанных с практиками новых духовных традиций — различных форм неоязычества, Викки, учений «нью-эйдж» и так далее. Вот лишь некоторые из них:

— чтение заговоров и заклинаний (прежде всего таких, которые включают в себя многократные повторы или рифмованные строки);

— посылание благословений и проклятий;

— использование чёток в качестве талисманов;

— духовное целительство;

— эмоциональная поддержка в трудные периоды жизни;

— помощь в релаксации;

— помощь в достижении измененных состояний сознания, необходимых для других практик (например, для последующего гадания или магической работы иного рода);

— концентрация энергии и развитие памяти и осознанности;

— работа с символическими системами (при которой каждая бусина чёток ставится в соответствие одному из элементов системы);

— и, наконец, непосредственная работа с божествами различных неоязыческих пантеонов.

* Чётки служат для чтения предметных или тематических молитв, обращенных к определенному божеству или группе божеств, — иначе говоря, подкрепляют конкретную просьбу о помощи или наставничестве, адресованную богам.

* Чётки способствуют настройке на основные качества того или иного божества, помогая развить или укрепить соответствующие качества в самом себе и реализовать их в своей жизни.

* Чётки используются как инструмент религиозного поклонения: они помогают воздавать почести божествам, осмыслять и славить их имена, атрибуты и функции, воспроизводить в ритуальной работе (и тем самым оживлять снова и снова) мотивы их мифологической истории.

* Для тех, кто желает развить более личные и близкие отношения с определенным божеством, работа с чётками — это способ ежедневной беседы со своим избранным богом или богиней. По словам Галины Крассковой, современного мистика и специалиста по неоязыческим религиозным практикам, «в том, чтобы молиться каждый день одними и теми же словами, нет ничего скучного или однообразного. Каждый день мы просыпаемся уже немножко другим человеком, чем были вчера, а потому и молитва оказывается немножко другой». Таким образом, регулярная работа с четками — это возможность каждый день говорить своим богам что-то важное и, быть может, слышать их ответы в той или иной форме. Ответы эти могут приходить и в виде эмоционального или энергетического отклика, и в виде возросшего понимания тех уроков, которые заключены в тексте самой молитвы, и в форме определенных символических происшествий, которые испокон веков называют знаками и знамениями божественного, или даже, в отдельных и нечастых случаях, более непосредственно — в прямом общении с божеством, задействующем наши «тонкие» органы восприятия.

* Кроме того, чётки сами по себе, как материальный предмет,  могут послужить прекрасным подношением божеству, заняв почетное место на посвященном ему алтаре. Однако для более глубокой настройки на энергии и сущность бога или богини чётки не должны лежать без дела, оставаясь всего лишь украшением алтаря: с ними следует регулярно работать, осознанно сосредоточиваясь на каждой фразе молитвы. По этому поводу Галина Красскова отмечает:

 ...настоящее поклонение без осознанности невозможно. Если вы читаете молитвы и совершаете ритуал чисто механически и формально, не сосредоточиваясь на происходящем, вы только попусту тратите время. Это все равно, как если бы вы говорили с богами, думая при этом о чем-то другом и на все, что Они вам скажут, отвечали только «угу» и «не-а». Это лишь буква практики, но не дух; это значит, что вы на самом деле не слушаете Их и не говорите ничего такого, что было бы достойно Их внимания. Работая с чётками, я сама иногда ловлю себя на том, что просто бормочу слова молитвы, не особо вдумываясь. Когда такое случается, я возвращаюсь к пропущенным строкам и повторяю их с должным намерением. Мне важно, чтобы все мои молитвы звучали осмысленно.

 Этой осмысленности и осознанному сосредоточению на каждом слове способствует характерное для языческих чёток разнообразие состава. В отличие от индуистских, буддийских, христианских и мусульманских четок, состоящих из строго определенного числа одинаковых бусин, языческие четки необычайно разнообразны и по количеству, и по составу и расположению элементов. В них могут включаться не только бусины, различные по  величине, цвету, форме и материалу, но и всевозможные дополнительные элементы: например, небольшие амулеты с определенными свойствами, символические изображения божеств, предметы, вызывающие личные или традиционные ассоциации с определенными качествами или намерениями, и так далее.

Американский маг и современный друид Майкл Грир, автор книги о языческих молитвенных четках, комментирует это обстоятельство так: «…даже четки, посвященные одному и тому же божеству или одной и той же магической цели, могут различаться по составу — и в этом нет ничего удивительного. Современные язычники высоко ценят природное многообразие и уникальность каждого существа, и эти идеалы находят естественное выражение и в их подходе к молитвенным четкам».

Но, помимо этих идеологических соображений, разнообразие языческих четок объясняется и другими, сугубо практическими причинами. Состав четок, предназначенных для работы с определенным божеством или магическим намерением, напрямую зависит от текста молитвы или заклинания, который ложится в их основу. В большинстве других религиозных традиций при переборе четок на каждую бусину приходится полный текст молитвы или мантры. На каждой очередной бусине молитва повторяется с начала и до конца. Но с языческими четками дело обстоит иначе: как правило, на каждую бусину приходится лишь одна из строк или фраз молитвы, а полный текст молитвы соответствует полному кругу четок.

Именно на этом и основываются структура и состав языческих четок: для каждой фразы молитвы подбирается такой элемент, который лучше всего отражает ее смысл. Здесь важную роль играют:

— символические ассоциации (как традиционные, так и личные для каждого практика) с формой, цветом и текстурой бусин;

— магические свойства, которыми традиционно наделяются различные камни, породы деревьев и прочие материалы;

— символика чисел, от которой может зависеть и общее количество бусин в четках, и наличие рефренов — одинаковых элементов, повторяющихся через определенные промежутки;

— уникальные материальные и энергетические свойства конкретных предметов, включаемых в состав четок (например, личных амулетов, специально освященных символических изображений или бусин, прежде входивших в состав другого магического изделия и сохранивших «память прошлого»).

Определиться с выбором в тех случаях, когда возникает несколько в равной мере подходящих вариантов, помогают более тонкие критерии:

— отклик богов или духовных сущностей на те или иные элементы посвященных им четок. Для того чтобы руководствоваться этим критерием, обычно требуются достаточно развитые отношения с данным божеством или духом, но в отдельных случаях внятный отклик может ощущаться уже при первых попытках осознанного общения;

— отклик самого предмета, который можно почувствовать при развитом навыке зрительного или тактильного восприятия тонких энергий;

— обращение к мантической системе. В идеале, следует использовать способ гадания, относящийся к той же традиции, что и божественная или духовная сущность, которой посвящены четки. Например, если четки служат для работы с богами скандинавского пантеона, лучше гадать на рунах; для работы с кельтскими божествами — на огамическом оракуле; для работы с четырьмя архангелами или другими сущностями каббалистических иерархий, — на картах Таро и так далее. 

При составлении языческих четок предпочтение отдается натуральным материалам: камню, дереву, кости, металлу, раковинам, стеклу, обожженной глине; иногда в состав четок включаются перья, зубы, кусочки кожи и меха животных. В целом, за таким подходом стоит еще одно убеждение, очень важное для язычников, как древних, так и современных: природные материалы — это материалы живые, наделенные собственным духом и характером. Благодаря этому они гораздо легче вовлекаются в тонкие энергетические взаимодействия, чем материалы искусственного происхождения: «Камень и дерево, металл и кость отзываются на ласку наших пальцев, даже если мы этого не осознаём, — пишет Майкл Грир. — Более того, если мы работаем с четками достаточно часто, то <…> находим с ними общий язык и укрепляем энергетические связи: с каждым прикосновением мы дарим четкам частицу собственной энергии, а они приносят нам ответный дар». Иными словами, четки из природных материалов быстрее становятся для нас личным предметом силы, настроенным на наши индивидуальные особенности, — а, значит, и более эффективным посредником в общении с теми силами, которым они посвящены.

Практическая работа с языческими четками может принимать самые разные формы. Четки можно хранить на алтаре (как постоянно, так и временно, в период активной магической или религиозной работы, направленной на конкретную цель) и использовать в часы, отведенные для регулярных ежедневных или еженедельных практик. Можно носить их при себе (опять-таки, постоянно или временно) и использовать по мере внутренней потребности или в назначенные часы дня. Некоторые язычники, постоянно работающие с четками, носят их на теле (как ожерелья или браслеты) в течение дня или надевают на ночь — как талисманы или символы избранных божеств. Четки можно использовать не только в индивидуальной, но и в коллективной практике, в том числе в церемониальных ситуациях. Языческие четки, служащие для прославления определенного божества, могут послужить опорой для коллективного чтения молитвы на празднике, посвященном лично этому божеству или явлениям, которым оно покровительствует (например, как показывает практика, молитвенные четки Фрейра можно с успехом использовать при праздновании Ламмаса, а четки Хелы — при праздновании Самайна). Однако самым эффективным применением четок все же остается ежедневная молитвенная практика. Как пишет Галина Красскова,

 …циклически повторяемая молитва может стать чрезвычайно мощным орудием в вашем духовном арсенале. Сам акт осознанного повторения превращается в неистощимый источник силы. <…>

Молитва, которую мы повторяем каждый день, покрывается благородной патиной всех разнообразных смыслов, которые мы вкладываем в нее при каждом прочтении. Добиться этого за один день невозможно — здесь требуется время и усердное повторение. Я думаю, что боги ценят такие молитвы именно потому, что они, эти молитвы, заряжены нашими эмоциями, нашей жизненной силой, если угодно, — а это, в свою очередь, питает богов. На наших богов слишком уж долго никто не обращал внимания, и Они действительно изголодались. А ежедневная молитва для Них — как ежедневная пища: молясь каждый день, мы даем Им уверенность в том, что Они услышат наши молитвы и вкусят наши дары и завтра, и послезавтра.

 

В магазине «Ведьмино счастье» на настоящий момент представлена серия языческих четок, посвященных различным божествам скандинавского пантеона. Впрочем, вернее было бы сказать — «пантеонов», поскольку речь идет не только о «классических» скандинавских божествах — асах и ванах, покровителях космического и человеческого миропорядка и подателях плодородия, — но и о божествах «теневых», почитание которых вошло в практику лишь недавно, в конце XX столетия. Эти божества, известные в современном неоязычестве как «рёкки» (от древнескандинавского Rökkr — «сумерки»), покровительствуют стихийным, первозданным силам в природе и в человеческой душе. В терминах скандинавской мифологии они принадлежат к племени йотунов: это великаны, воплощения древней стихийной мощи, во многом опасные, но наделенные великой мудростью и магической силой. Работа с ними в целом помогает выйти из жизненного застоя и добиться перемен к лучшему, разорвать порочный круг дурных привычек, разрушительных моделей поведения и непродуктивных сценариев, а также — самое главное — осознать и принять собственную Тень, превратив ее в неисчерпаемый источник ресурса.

О конкретных особенностях этих божеств, равно как и о характерах некоторых асов и ванов, будет рассказано в описаниях посвященных им четок. Здесь я добавлю лишь несколько соображений в пользу работы со скандинавскими пантеонами — соображений, основанных как на личной практике, так и на свидетельствах многих других людей, работающих в этой традиции. Скандинавские божества в большинстве своем отзывчивы, договороспособны и готовы принимать в расчет многие важные отличия современной жизни от тех условий, в которых жили наши языческие предки. С большинством из них достаточно легко установить контакт и ощутить внутреннее родство. Разумеется, это не дает повода для легкомысленного отношения к религиозной практике, но существенно упрощает задачу для тех, кто стремится обогатить свою духовную жизнь общением с высшими силами, а повседневную жизнь — сделать более осмысленной и плодотворной. Советы и уроки этих божеств внятны, своевременны и целесообразны, хотя и не всегда просты в исполнении, а их присутствие и поддержка зачастую ощущаются очень живо и недвусмысленно.

И в заключение — несколько слов о том, как ввести в личную практику молитвенные четки — независимо от того, собрали ли вы их самостоятельно, или приобрели уже в готовом виде. Я рекомендую начать с посвящения четок тому божеству, для которого они предназначены. Если у вас нет постоянного алтаря этого божества, имеет смысл устроить хотя бы временный, руководствуясь теми сведениями, которые приводятся в описаниях четок. Для простейшего алтаря вам понадобятся свободная подставка или полка, ткань подходящего цвета для алтарного покрова, свеча подходящего света и изображение или традиционный символ божества. Алтарь, с которым регулярно работают, становится окном или вратами, через которые божеству удобно проявлять свою энергию и присутствие в нашем мире, а нам, со своей стороны, — удобно обращаться к нему и быстро устанавливать с ним контакт.

Проведите краткий ритуал: зажгите свечу, войдите в медитативное состояние любым привычным вам способом, прочитайте вслух молитву, перебирая четки, и сделайте подношение. Совершенно не обязательно, чтобы это подношение было большим и дорогостоящим, но обязательно, чтобы ваш дар шел от чистого сердца и нес в себе энергию вашей любви и почтения к призываемому божеству. Обратитесь к божеству с теми словами, которые выражают эту любовь и ваше намерение чтить его в дальнейшем, работая с молитвенными четками. Попросите божество освятить эти четки и оставьте их на алтаре вместе с подношениями и догорающей свечой.

В работе с божествами скандинавской традиции универсальное священное число — девять, поэтому на протяжении еще восьми дней после этого первого обряда желательно каждый день (в идеале — в одно и то же время суток) снова зажигать на алтаре свечу и обращаться к божеству с молитвой, перебирая четки. За этот девятидневный период молитву следует выучить наизусть.

Все рекомендации по обустройству алтарей и выбору подношений, приведенные в описаниях четок, не являются строго обязательными, но опираются на практику современных мистиков и шаманов, основавших традицию Северного неоязычества, — Рейвена Кальдеры, Галины Крассковой и их единоверцев. Им же принадлежат оригинальные тексты молитв, на основе которых составлены эти четки.

Языческие четки, которые предлагаются на продажу в магазине «Ведьмино счастье» , составлены последователями современной традиции Северного неоязычества.  Мы благодарны нашим богам за благословение и помощь в этой работе.

 


(четки работы Ольги и Анны Блейз)
Молитвенные четки Фрейра

Фрейр (имя которого означает «господин»), или Ингви, — скандинавский бог из племени ванов, владыка плодородия, изобилия и процветания, жизненной силы и мужской сексуальности. Он покровительствует урожаю в самом широком смысле слова — всем плодам, которые приносят наши труды и творческие начинания. Он порождает все бесконечное разнообразие жизни и благословляет все союзы, заключенные по любви. Это бог гостеприимства и мира, благоденствия и всех чувственных наслаждений. Это щедрый, милосердный и любящий бог, заботящийся о благе людей. И это — жертвенный бог жатвы, ежегодно отдающий свою жизнь ради всеобщего выживания, и ежегодно воскресающий с новыми всходами на полях.

Таким образом, Фрейр тесно связан с земледельческим годовым циклом, и именно этот принцип положен в основу его четок. 24 малых бусины подразделены на восемь групп, соответствующих восьми праздникам Колеса Года, начиная с Мабона (осеннего праздника урожая) и заканчивая Ламмасом (праздником начала жатвы, завершающим очередной круг жизни Фрейра). В каждую группу входят:

— бусина для обращения к Фрейру в одной из его ипостасей (как Дарителю, Миротворцу, Богу Любви, Богу Жертвы и так далее),

— бусина для одной из рун, связанных с энергиями Фрейра,

— и бусина-рефрен для формулы, выражающей основную суть и урок этого божества: «Жертва, польза и радость».

При подборе рун использован 33-рунный нортумбрийский ряд. В идеале, каждую из восьми рун, входящих в состав молитвы (Гебо, Манназ, Лагуз, Феху, Вуньо, Ингуз, Хальк и Йера), следует выпевать в технике гальдра — магического пения, проводящего энергии данной руны напрямую в тело мага и в окружающий мир. Упрощенной заменой этой технике (но и эффективной подготовкой к ее освоению) может послужить более известный метод вибрирования имен, описанный во многих руководствах по практической магии.

Годовой круг разделен на два полуцикла двумя крупными бусинами (косточками персика — одного из плодов, символизирующих изобилие, радость и полноту жизни). Им соответствует второй рефрен:

«Славься, о Ингви Фрейр, о Золотой! Каждое лето любовь твоя взносится к небу, словно высокий колос, и каждую осень падает под серпом, чтобы весною снова взрасти из черной земли. Да сопутствуют мне покой и добрая смена времен!»

Этот рефрен повторяется трижды: в начале, в середине, и в конце молитвы.

 Алтарь и подношения (для освящения четок):

— цвета (для покрова и свечей): золотой и зеленый;

— убранство алтаря: колосья, соломенные куклы; чаша с медом, блюдо с хлебом и солью; фаллические символы; статуэтки или изображения вепря (священного животного Фрейра); руна Ингуз; символы стихии Земли;

— подношения: хлеб, сыр, фрукты, овощи, орехи, пиво, мед.

 

(четки работы Ольги и Анны Блейз)

Молитвенные четки Фрейи

  Фрейя (имя которой означает «госпожа») — скандинавская богиня из племени ванов, родная сестра Фрейра. Прежде всего она известна как покровительница любви, красоты и плодородия. Это богиня чувственных удовольствий и страстей, подательница удачи и изобилия. Весной она пробуждает землю от зимнего сна, вдыхая новую жизнь во всю природу. Она дарует радость и наслаждения, благословляет союзы и утоляет любовную жажду. Кроме того, как вдова, познавшая горечь утраты, она помогает справиться со скорбью тем, кто лишился своих возлюбленных. Однако у Фрейи есть и другие ипостаси. В одной из них эта богиня — грозная воительница, которая разжигает войны, выезжает на поле битвы бок о бок с валькириями и, подобно Одину, собирает души павших воинов. В другой — великая волшебница, мудрая ведунья и владычица магии сейда (особого искусства прорицания), наставница самого Одина, мудрейшего из асов. Как Ванадис — диса (то есть женский дух-предок и покровитель) ванов — она тесно связана с духами предков, в особенности по женской линии, с родовыми традициями и наследием. Фрейя — самая прекрасная и, в то же время, одна из самых грозных богинь. 

У Фрейи много общего с ее братом, а потому ее молитвенные четки основаны на той же схеме, что и четки Фрейра. Круг из 24 малых бусин подразделяется на восемь групп по три бусины в каждой:

— бусина для обращения к Фрейе в одной из ее ипостасей (как Богине Любви, Весенней Деве, Владычице Сейда, Вдове и так далее),

— бусина для одной из рун, связанных с энергиями Фрейи,

— и бусина-рефрен для формулы, выражающей основную суть и урок этой богини: «Любовь, волшебство и радость».

При подборе рун использован 33-рунный нортумбрийский ряд. В идеале, каждую из восьми рун, входящих в состав молитвы (Беркана, Гебо, Вуньо, Феху, Совело, Перт, Манназ, Хальк), следует выпевать в технике гальдра — магического пения, проводящего энергии данной руны напрямую в тело мага и в окружающий мир. Упрощенной заменой этой технике (но и эффективной подготовкой к ее освоению) может послужить более известный метод вибрирования имен, описанный во многих руководствах по практической магии.

Годовой круг разделен на два полуцикла двумя крупными кусками натурального янтаря (янтарь традиционно считается слезами Фрейи, пролитыми о пропавшем муже, и, в то же время, одним из ее излюбленных украшений наряду с золотом). Им соответствует второй рефрен:

«Славься, Фрейя, Ванадис, Госпожа, приносящая радость! Да будет моя дорога путем красоты!»

Этот рефрен повторяется трижды: в начале, в середине, и в конце молитвы.

 Алтарь и подношения (для освящения четок):

— цвета (для покрова и свечей): золотой и зеленый;

— убранство алтаря: янтарь; золотые украшения (символизирующие знаменитое золотое ожерелье или пояс Фрейи — Брисингамен); статуэтки или изображения кошек (священных животных Фрейи); камни или амулеты в форме сердца; руна Феху; символы стихии Земли;

— подношения: сладкая выпечка, сладкие ягоды, мед, сладкое вино.


 (четки работы Ольги и Анны Блейз)
Молитвенные четки Герд
   

Герд (имя которой происходит от слова со значением «ограда») — в скандинавской мифологии прекрасная, но холодная и неприступная великанша, которая пробудила неутолимую страсть в сердце Фрейра, бога плодородия, и, после долгого сопротивления, все-таки согласилась стать его женой.

В современной традиции Северного неоязычества Герд — богиня огражденного сада и диких трав, олицетворение спящей под снегом земли, которую лучи солнца пробуждают к новой жизни. Ее дар людям — способность ценить, хранить и оберегать самих себя и все то, что нам дорого: чистоту наших сердец, покой домашнего очага, мир и счастье в нашей душе и в душах наших близких. Герд учит нас хранить верность самим себе и не впускать в свою жизнь недостойных, но укреплять и поддерживать связи с теми, кто подлинно близок нам по крови или по духу. Она помогает обрести житейскую мудрость, благоразумие и самодостаточность, душевное равновесие и ясность ума. По словам Галины Крассковой, «Герд учит нас, что лучше пострадать, чем поддаться тому, что противно нашей истинной сути. А еще она учит терпеливо ждать, наслаждаться внутренним безмолвием и искать в себе это безмолвное средоточие, в котором рано или поздно вызреет прекрасный плод нашей души».

Кроме того, Герд — богиня тайных утрат, помогающая пережить горе потери. Особое покровительство эта богиня оказывает одиноким людям и матерям, потерявшим детей, а также тем, кто желает изучать и использовать целебные и магические свойства растений.

И, наконец, в современном неоязычестве богиню Герд и ее супруга, Фрейра, чтят как покровителей любовных союзов, не одобряемых обществом: по словам Рейвена Кальдеры, эта божественная чета поддерживает «тех, чьи союзы вызывают осуждение, и тех, кто становится изгоями из-за своей любви. <…> Фрейра и Герд довольно часто призывают для благословения негетеросексуальных союзов, а также браков между представителями разных и слишком несхожих между собой культур, наций или вероисповеданий. То, что эти двое все же обрели любовь вопреки всем препятствиям, дает надежду и другим влюбленным, родившимся под несчастливой звездой».

Молитвенные четки Герд по общей структуре подобны четкам Фрейра и привязаны к природному циклу, поскольку Герд — богиня окультуренной дикой природы. Но в основу ее четок положены не восемь праздников Колеса Года, а двенадцать месяцев древнеанглийского календаря (начиная с «месяца волка», или «волчьего холода», который соответствует январю в современном календаре). На каждый из этих месяцев приходится по одной бусине и по одной фразе, прославляющей те или иные качества или функции богини.

Так же, как и в четках Фрейра, годовой круг разделен на два полуцикла, но рефреном служит не отдельная крупная бусина, а группа из четырех бусин, на которую приходится обращенная к Герд молитва:

«Славься, Герд, Госпожа Огражденного Сада!

Прошу, береги мое сердце от всякого зла.

Прошу, береги мои руки от всякой скверны.

Прошу, береги мой очаг от всякого горя».

Этот рефрен повторяется трижды: в начале, в середине, и в конце молитвы.

 Алтарь и подношения (для освящения четок):

— цвета (для покрова и свечей): коричневый и зеленый;

— убранство алтаря: дикие травы и полевые цветы; нож или меч (как символ меча, который Фрейру пришлось отдать в качестве брачного выкупа за Герд); символы стихии Земли;

— подношения: съедобные коренья и травы, корнеплоды, пиво.

 


(Четки работы Ольги и Анны Блейз) 
Молитвенные четки Норн

Три Норны («судьбы») — скандинавские богини судьбы, или вирда, как именуется эта сила в северной традиции. Это древние и мудрые владычицы рождения, жизни и смерти. Их имена — Урд («судьба», или «то, что есть»), Верданди («становление», или «то, что становится) и Скульд («долг», или «то, чему следует быть). Норны хранят Источник Судьбы, влагой из которого ежедневно поливают Мировое Древо — ясень Иггдрасиль, опору всех миров. Они созидают великое полотно судьбы всего мироздания, в которую вплетены нити судеб каждого отдельного человека: старшая из Норн, Урд, прядет нити, Верданди — ткет, а младшая, Скульд, — перерезает.

Норнам известны все тайны жизненного пути человека и смысл всех бесчисленных взаимосвязей между людьми, событиями и явлениями. Поэтому к ним обращаются за покровительством в гадании и в любой магической работе, призванной сформировать или устранить связи между людьми, а также распутать сложные узлы на нити чьей-либо личной судьбы. Кроме того, работа с Норнами помогает осознать глубинный смысл своей жизни, принять и реализовать свое индивидуальное предназначение.

Молитвенные четки для Норн состоят из трех групп по пять одинаковых бусин (черных — для Урд, красных — для Верданди, белых — для Скульд) в каждой, разделенных подвесками. В качестве подвески для Урд использовано изображение совы (традиционный символ древней мудрости), для Верданди — Перт (руна прорицания), а для Скульд — изображение ножниц. На каждую из трех подвесок приходится обращение к одной из Норн и формула, выражающая почтительное принятие того принципа, который олицетворяет эта богиня:

* Урд, во имя твое: я иду за вьющейся нитью, верша свой истинный путь.

* Верданди, во имя твое: я тку свою жизнь, вплетая в нее нити моих любимых.

* Скульд, во имя твое: я примиряюсь с клинком своего последнего вирда.

 Алтарь и подношения (для освящения четок):

— цвета (для покрова и свечей): серый; черный, красный и белый.

— убранство алтаря: веретено, ткацкий челнок, ножницы или нож.

— подношения: изделия из нитей ручной работы, лучше всего — изготовленные самостоятельно.

 


 (четки работы Ольги и Анны Блейз)
Молитвенные четки для Локи

Локи — самый известный из «теневых» богов в пантеоне Северного неоязычества. Он принадлежит к племени великанов-йотунов, но как побратим Одина причисляется к асам. Это бог-трикстер, хитроумный и непредсказуемый, не признающий правил и не скованный искусственными ограничениями. Это оборотень, принимающий разнообразные мужские и женские обличья и способный превращаться в различных животных. Это парадоксальное божество, буквально сотканное из противоречий: его называют Кузнецом Лжи, но, в то же время, он — страстный поборник честности, без страха провозглашающий даже самые неудобные истины. Он — проказник и шутник, олицетворение безудержного смеха и веселья; но он же — один из самых трагических персонажей скандинавского пантеона, в одной из своих ипостасей обреченный на заточение и муки. В этом самом темном своем обличье он предстает как безумный Сокрушитель Миров. Но у него есть и светлые стороны, с которых Локи проявляется и как находчивый изобретатель, и как красноречивый острослов, и как щедрый даритель, и как заботливый, нежный и сострадательный покровитель всех тех, кто, подобно ему самому, не вписывается в традиционные социальные рамки.

По причине такой многогранности характера и в связи с той ролью предводителя сил хаоса, которую ему отводят мифы, у некоторых последователей Северной традиции Локи вызывает опасения, а подчас и откровенную неприязнь. Но опыт многих современных практиков показывает, что опасаться этого бога следует лишь тем, кто отрицает необходимость внутреннего роста, кто не способен посмеяться над собой или слишком глубоко погряз в безопасной, но бесплодной рутине обыденности.

Молитвенные четки Локи основаны на особой форме молитвы, популярной среди неоязычников Европы и США. Это так называемые поклонения, каждая строка которых состоит из стандартной формулы «Я поклоняюсь тебе» и особого обращения к божеству. В части обращений перечисляются различные эпитеты божества, его функции и качества, роли в мифологических сюжетах, семейные связи и так далее. Таким образом, молитва представляет собой описание характера божества и восхваление его достоинств. Поклонения Локи во многом строятся на парадоксальном столкновении противоречивых качеств, складывающихся, тем не менее, в целостный образ божества «перехода за грань».

Алтарь и подношения (для освящения четок):

— цвета (для покрова и свечей): красный, оранжевый.

— убранство алтаря: изображения животных, в которых превращался Локи (кобыла, сокол, лосось); чаша с красными или оранжевыми бусинами или ягодами; дополнительные красные свечи; руны Дагаз и/или Ос; символы стихии Огня.

— подношения: сладкая или острая пища, пища красного цвета; крепкие спиртные напитки; мелкие игрушки ярких цветов (желательно заводные); случайные находки.

 


 (четки работы Ольги и Анны Блейз)
Молитвенные четки Ангрбоды

Ангрбода — одна из «теневых» богинь в пантеоне Северного неоязычества. В мифологии эта великанша известна как «Старуха в Железном Лесу», первая жена Локи, родившая от него троих детей: богиню смерти Хель, мирового змея Йормунганда и чудовищного волка Фенрира. Неоязычники почитают Ангрбоду и как мудрую волшебницу, и как мать богов, и как свирепую богиню-воительницу. Ее называют Волчицей и Матерью Волков, Ведуньей Железного Леса (Ярнвида) и предводительницей населяющих его кланов. Ангрбода покровительствует тем, кто силен духом и готов бороться за свое место под солнцем. К ней обращаются за просьбами о поддержке в испытаниях, о даровании сил и стойкости, об укреплении воли, а также о помощи в овладении тайной мудростью.

Четки Ангрбоды основаны на молитве, состоящей из четырех 11-строчных блоков. Первые семь строк каждого блока содержат прославления богини в различных ее ипостасях (матери богов, владычицы Железного Леса, воительницы, чародейки, ведуньи и т.д.) и просьбу об укреплении духа и воли перед лицом испытаний. Заключительные четыре строки представляют собой рефрен с просьбой о защите. Он обращен к Ангрбоде как Матери-Волчице, готовой до последней капли крови оберегать своих детей:

 Ангрбода! Ангрбода!

Ведунья Железного Леса!

Мать Волков, защищай свою Стаю

Огнем, и кровью, и сталью!

 Четки замыкает серебряная подвеска в виде дубового листа: дуб и связанная с ним нортумбрийская руна Ак — символы Ангрбоды как могучей и непоколебимо стойкой богини.

 Алтарь и подношения (для освящения четок):

— цвета: черный (для покрова) и красный (для свечей).

— убранство алтаря: ветви дуба; изображения волков; железный нож; обгоревшее деревянное сердце; руна Ак; символы стихии Огня.

— подношения: красное мясо (сырое или обжаренное с кровью); крепкие спиртные напитки; кровь.

 

 (четки работы Ольги и Анны Блейз)

Молитвенные четки Сигюн

 

Сигюн — скандинавская богиня верности и постоянства, вторая жена Локи. Ее причисляют к асиньям, но, согласно мифу, она отвергла своих родичей, чтобы разделить с Локи его заточение в пещере. Сигюн держит над головой связанного мужа чашу, в которую собирает капли яда, падающие из пасти подвешенной у него над головой змеи. Последователи Северного неоязычества почитают эту богиню в различных ипостасях: не только как верную и любящую жену, но и как скорбящую мать, чьи сыновья от Локи погибли страшной смертью, и как богиню освобождения от оков, помогающую противостоять магическим заклинаниям и чарам. Кроме того, у Сигюн есть светлая ипостась юной девы-невесты, покровительницы «внутреннего ребенка» в каждом человеке. Это нежная и кроткая, но в то же время невероятно сильная духом богиня, которую неоязычники зовут Госпожой Постоянства и Госпожой Неистощимой Силы. Она помогает в исполнении нелегкого долга (и, в том числе, повседневных обязанностей, требующих неукоснительного соблюдения), утешает и врачует сердца, дарует уют, покой, тепло и тихое счастье.

Молитвенные четки Сигюн основаны на особой форме молитвы, популярной среди неоязычников Европы и США. Это так называемые поклонения, каждая строка которых состоит из стандартной формулы «Я поклоняюсь тебе» и особого обращения к божеству. В части обращений перечисляются различные эпитеты божества, его функции и качества, роли в мифологических сюжетах, семейные связи и так далее. Таким образом, молитва представляет собой описание характера божества и восхваление его достоинств. Поклонения Сигюн описывают Госпожу Постоянства во всех ее основных ипостасях и создают сильный и, в то же время глубоко трогательный образ богини верной любви, хранящей в сердце весь мир. Замыкает четки подвеска в виде ключа — традиционного символа хозяйки дома в древнескандинавской культуре.

 

Алтарь и подношения (для освящения четок):

— цвета: голубой, бежевый или розовый (для покрова), черный (для свечей).

— убранство алтаря: деревянная чаша (пустая или наполненная пеплом), ключ; каменные или стеклянные сердечки светлых цветов.

— подношения: сладкая пища; чистая вода; куклы и мягкие игрушки; цветы.

 

 (четки работы Ольги и Анны Блейз)

 

Молитвенные четки Хель

Хель, или Хела, — одна из «теневых» богинь скандинавского пантеона, дочь Локи и Ангрбоды, богиня смерти, владычица Хельхейма (загробного мира). Поклонение Хель тесно связано с почитанием предков — духов-защитников человека в скандинавской традиции. Для тех, кто работает с этой богиней, она может стать мудрой, хотя и суровой наставницей, помогающей познать себя, очистить душу и жизнь от всего наносного и сосредоточиться на том, что по-настоящему важно. Ее советы неизменно ведут человека ко благу, хотя могут оказаться весьма нелегкими в исполнении. К Хель можно обращаться за помощью в очень трудных положениях, которые кажутся почти безвыходными, а также в ситуациях прощания и поминовения умерших. Кроме того, эта богиня особо покровительствует всем, кто по роду своих обязанностей часто сталкивается со смертью и умиранием.

Четки Хель состоят из трех групп по девять бусин в каждой, разделенных рефреном. Группа «Открытие Девяти врат смерти» посвящена настройке на энергии и смыслы Хельхейма; группа «Молитвы Ее Милости» составлена из молитвенных обращений к Госпоже Смерти как к великой учительнице Жизни, а группа «Молитва Смерти в девяти частях» — из кратких прославлений смерти в различных ее символических образах. Рефрен под названием «Стихии смертей» состоит из четырех бусин, соответствующих четырем стихиям (Огню, Воде, Земле и Воздуху) как проводникам из мира живых в мир мертвых.

 

Алтарь и подношения (для освящения четок):

— цвета: черный (для покрова), черный и белый (для свечей).

— убранство алтаря: череп, кости, глиняная чаша с землей, хрустальный шар, сухие листья; руны Хагалаз и Эар; символы стихии Земли.

— подношения: черный хлеб, крепкий черный чай, крепкие спиртные напитки; засушенные розы.

 

 

(четки работы Ольги и Анны Блейз)

 

Молитвенные четки Одина

Один — верховный бог скандинавского пантеона, творец миров, владыка асов, и создатель людей. У Одина огромное множество имен и обличий. В одной из своих ипостасей Один — Всеотец, бог верховной власти и повелитель мирового порядка. В другой — Отец Побед, покровитель битв, предводитель валькирий и вдохновитель священного боевого безумия берсерков, собирающий души павших воинов в своем небесном чертоге — Вальгалле. Он же — бог ветра и бури, вожак Дикой Охоты, тесно связанный с зимними мистериями Йоля. Как податель дыхания, вдохнувший жизнь в первых людей, и как добытчик волшебного Меда Поэзии он — владыка красноречия, стихосложения и магических песнопений (гальдра). Он же — бог ясного и возвышенного сознания, великий мудрец, наделенный неисчерпаемыми знаниями обо всем сущем. И он же — великий шаман и чародей, бог экстатических переживаний и пограничных состояний. Странствуя по всем мирам в поисках мудрости, Один принес в жертву собственный глаз и прошел мучительное испытание на Мировом Древе, благодаря чему обрел руны и постиг их сокровенный магический смысл. Поэтому его чтят как повелителя тайных знаний, посвятительных и жертвенных обрядов и духовного преображения, а также как Укротителя Пути — бога путешествий (не только физических, но и астральных).

Молитвенные четки Одина основаны на особой форме молитвы, популярной среди неоязычников Европы и США. Это так называемые поклонения, каждая строка которых состоит из стандартной формулы «Я поклоняюсь тебе» и особого обращения к божеству. В части обращений перечисляются различные эпитеты божества, его функции и качества, роли в мифологических сюжетах, семейные связи и так далее. Таким образом, молитва представляет собой описание характера божества и восхваление его достоинств. Поклонения Одину охватывают все основные ипостаси этого бога — вдохновенного, страстного и сурового, требовательного и щедрого, опасного и благого.

 Алтарь и подношения (для освящения четок):

— цвета (для покрова и свечей): синий, голубой, серый.

— убранство алтаря: изображения воронов и волков (священных животных Одина), копья (его оружия и атрибута) и Мирового Древа; чаша с медом; руны Ансуз и Эйваз; символы стихии Воздуха.

— подношения: мед, крепкие спиртные напитки.

 

 (четки работы Ольги и Анны Блейз)

 

Молитвенные четки Тора

 

 Тор — северный бог грома и плодоносного дождя, могучий воин, главный  защитник Асгарда (мира богов) и Мидгарда (мира людей), одно из самых ярких воплощений мужского начала в скандинавском пантеоне. Его почитают как хранителя границ и, в то же время устранителя препятствий. Тор обороняет от врагов и опасностей, особо покровительствуя всем слабым и беззащитным, нуждающимся в заботе и помощи. Ему присущи такие традиционные добродетели, как сила, бесстрашие и честность, стойкость, терпение, щедрость, верность в дружбе и чувство собственного достоинства, — и тем, кто работает с ним, он помогает развить в себе все эти качества. Оружие Тора — молот Мьёлльнир, бьющий без промаха и символизирующий молнию, — в наши дни стал главным символом Асатру (направления Северного язычества, сосредоточенного на поклонении асам).

В связи с этим и ввиду той важнейшей роли, которую Тор играет в поддержании миропорядка, в основу его молитвенных четок положен морально-этический кодекс Асатру — Девять Благородных Добродетелей, в число которых входят храбрость, честность, честь, верность, дисциплина, гостеприимство, трудолюбие, самодостаточность и стойкость. Каждому из этих качеств соответствует особая бусина и строка молитвы с просьбой о его развитии и укреплении. Девять различных бусин Благородных Добродетелей чередуются с одинаковыми содалитовыми бусинами (содалит — традиционный камень мужества, воли и выдержки), на которые приходятся восхваления Тора в различных его проявлениях (как защитника, гостеприимца, бога чести и честности и так далее). Завершает молитву обращение к Тору как благосклонному и щедрому божеству священного дождя:

 Славься, Тор, желающий людям блага!

Громом и ветром, смехом и гневом льется твоя благодать на меня, как священный дождь!

 Алтарь и подношения (для освящения четок):

— цвета (для покрова и свечей): синий.

— убранство алтаря: молот Тора, изображения козлов (священных животных Тора, везущих его громовую повозку); руна Турисаз; символы стихии Воздуха.

— подношения: дождевая вода, мед, мясо.

 

Есть комментарии об инструментах?


Вернуться к Главной Ведьме

Rambler's Top100 HotLog Top Magya.ru - вся Магия Женский портал, женский каталог, все для женщин! Palantir