Rambler's Top100

ВЕДЬМА: ГЛАВНАЯ  ВЕДЬМИНА ШКАТУЛКА  ВЕДЬМИН КОТИК    ВЕДЬМИНА КУХНЯ   ВЕДЬМИНЫ ПАУЧКИ  ВЕДЬМИНЫ КАРТЫ  ВЕДЬМИН ЧУЛАНЧИК 
 ВЕДЬМИНА БИБЛИОТЕКА  ВЕДЬ МИН ПАТЕФОН    ВЕДЬМИНА ГАЛЕРЕЯ  ВЕДЬМИНЫ СОСЕДИ  ВЕДЬМИНЫ ТОВАРКИ ВЕДЬМИНА КРАСОТА ВЕДЬМИН СИНЕМАТОГРАФ 

 

(b)

 

ЛЕСНОЙ ЧЕЛОВЕК - WOODWOSE

Статью о woodwose представила Shellir.
Иллюстрации взяты из открытых источников в сети Интернет, а также изображения карт взяты из Wildwood Tarot (a) и Fairy Ring Oracle (b)

О Зеленом человеке и Зеленой женщине мы как-то уже писали. Лесной человек - woodwose, wuduwasa, wodwo  тоже присутствует в фольклоре Британских островов, в байках и быличках. На вид он огромен и звероват,   кто же он, сколько в нем звериного и сколько человеческого?

Его изображения встречаются в средневековых книгах  в качестве урока прекрасным но беспечным дамам...

(Taimouth Hours in [Wild Men in the Middle Ages by Richard Bernheimer. Harvard University Press: Cambridge, 1952] (1)

Как и Зеленый человек, Лесной человек появляется в убранстве церквей

 (изображения woodwose в церкви св. Марии в Хэйлзворте (3), Великобритания) ,

 в работах художников,


(2)

на гобеленах,

 

(3)

в современном искусстве.

(4) (5) (6)

Кто же он?

 

 

 

 ДИКИЙ ЧЕЛОВЕК, ЛЕСНОЙ ЧЕЛОВЕК - WOODWOSE

Статья Shellir (c) 2015.
 

 

 Дикий человек, лесной человек, или Вудвоз (Woodwose) - одна из мифических фигур средневековой Европы, неоднократно появлявшаяся и в литературе, и в живописи, и в фольклоре.
Истории о лесном человекоподобном существе рассказывали много веков подряд. Считается, что легенды о нём могут восходить к "Естественной истории" Плиния Старшего, где тот упоминает о народе сильвестров (silvesters), то есть "лесных", живущем в лесах Индии: человекоподобных, но покрытых шерстью и лишенных дара речи. Впрочем, Плиний говорил, скорее всего, об обезьянах, но, тем не менее, истории о неких человекоподобных существах, покрытых шерстью существовали и по всей Европе, и в России - как среди людей образованных, так и необразованных.


Они всегда жили в лесах - в самых густых и диких, далеко за пределами человеческой цивилизации.
Даже само название этих существ происходит от wood - лес, и архаичного глагола wāsa - "быть", "жить". Есть и другие вариации его имени - вудеваса (wudewasa), водвос (wodewose), вудхаус (woodehouse) или даже просто воз (wose). Часто говорится, что Вудвоз покрыт шерстью, но в других источниках говорится, что он просто одет в меха и шкуры животных, а волосы, усы и борода его настолько длинные и спутанные, что могут в лесном неверном свете быть перепутаны с шерстью. Вудвоз дик, не умеет говорить по-человечьи, не понимает людских обычаев, использует самые примитивные орудия (вроде крепких палок, дубинок), очень быстр и ловок. Его трудно заметить, и трудно поймать, сами же они почти никогда не выходят к людям, избегая людских жилищ и только изредка, в самые суровые зимы, их могли заметить в прилегающих к человеческим поселениям лесах.


Можно выделить несколько "типов" представлений о Вудвозе, которые, впрочем, могут сплетаться между собой и перетекать друг в друга.
Первый - когда это существо воспринимают очень близко к зверю или первобытному человеку, еще не достигшему, с точки зрения человека цивилизованного, его уровня развития. Была история о пойманном Вудвозе, которого увезли из леса, и он со временем научился носить людскую одежду, объясняться с окружающими жестами и несколькими выученными словами, хотя, конечно, полностью "вписаться" в человеческий мир не смог, и то ли умер в неволе, то ли сбежал обратно в леса. Тут Вудвоз больше похож на одичалого человека, или полузверя, йети, случайно сохранившегося в диких лесах человека первобытного.
Второй тип представлений сближает Вудвоза с лесными духами, с существами, не всегда благодушно настроенными по отношению к людям. В европейской мифологии Вудвоза нередко оказывался похож на сатиров, на Фавна или Сильвана - то есть на тех природных духов и божеств, которые обладают как людскими, так и звериными чертами. Даже у нас, например, "диким мужиком" называли лешего, и описывали его порой очень похоже на Вудвоза, да и карпатский чугайстр - тоже персонаж из этой группы. Такие духи - неотъемлемая часть леса, его хранители и защитники, "дикие пастыри" - существа, пасущие лесных зверей, как скот.
Скрытность Вудвоза сближает его и с образом "того, кто таится в листве": человеческое лицо, укрытое ветвями или зелёными листьями - один из образов Зелёного человека, духа растительности, хотя, конечно, Зелёный человек - это существо, объединяющее человеческое и растительное, а Вудвоз объединяет человеческое и звериное. Поэтому отчасти связан он в европейском фольклоре с верволками, оборотнями, хотя не является им родичем.
Есть связи у этого персонажа и с дикими, тёмными охотниками - вроде того же Загрея: неутомимый преследователь, находящийся в равном положении со зверем, охотящийся без орудий охоты, используя только свои руки и зубы, и поедающий мясо сырым. Это пугающий образ Вудвоза, и в таком облике он близок всем злым и враждебным существам, живущим в чаще. Например, в Германии были представления о Чёрном Питере или Рупрехте Нахте, Ночном Рупрехте - существах, ворующих людей себе на обед. Впрочем, их все равно почитали - считалось, что тех, кто почитает Хозяина Лесов даже в его тёмном облике, тот не оставит своим благословением.
Кстати, Вудвозы были отнюдь не только мужчинами - есть рассказы и о лесных женщинах, таких заросших и диких, как и их мужчины.


В кельтской мифологии нельзя не отметить некоторое сходство "диких людей" с людьми, вошедшими в состояние "гельт", особого и почти священного безумия, когда человек становился на грань между человеком и зверем, дичал, уходил жить в леса, теряя все людские черты и привилегии.

© Shellir


7 июля 2015 г.

(b)

 

Не согласны с моим мнением? Хотите что-то дополнить или поправить.   Пишите
Ведьма

Вернуться к Главной Ведьме

Rambler's Top100 HotLog Top Magya.ru - вся Магия Женский портал, женский каталог, все для женщин! Palantir