О
Зеленом человеке и Зеленой
женщине мы как-то уже писали. Лесной человек -
woodwose,
wuduwasa, wodwo
тоже присутствует в фольклоре Британских островов, в байках и быличках.
На вид он огромен и звероват, кто же он, сколько в нем
звериного и сколько человеческого?
Его изображения встречаются в
средневековых книгах в качестве урока прекрасным но беспечным
дамам...

 
 
(Taimouth
Hours in [Wild Men in the Middle Ages by Richard
Bernheimer. Harvard University Press: Cambridge, 1952]
(1)
Как и Зеленый человек, Лесной
человек появляется в убранстве церквей
    
(изображения
woodwose в
церкви св. Марии в Хэйлзворте (3), Великобритания) ,
в работах художников,
  
(2)
на гобеленах,
  
(3)
в современном искусстве.
   
(4)
(5)
(6)
Кто же он?

|
Дикий человек, лесной человек, или
Вудвоз (Woodwose) - одна из мифических фигур
средневековой Европы, неоднократно появлявшаяся и в литературе, и в
живописи, и в фольклоре.
Истории о лесном человекоподобном существе рассказывали много веков
подряд. Считается, что легенды о нём могут восходить к "Естественной
истории" Плиния Старшего, где тот упоминает о народе сильвестров (silvesters),
то есть "лесных", живущем в лесах Индии: человекоподобных, но
покрытых шерстью и лишенных дара речи. Впрочем, Плиний говорил,
скорее всего, об обезьянах, но, тем не менее, истории о неких
человекоподобных существах, покрытых шерстью существовали и по всей
Европе, и в России - как среди людей образованных, так и
необразованных.

Они всегда жили в лесах - в самых густых и диких, далеко за
пределами человеческой цивилизации.
Даже само название этих существ происходит от
wood - лес, и архаичного глагола wāsa - "быть", "жить". Есть и
другие вариации его имени - вудеваса (wudewasa), водвос (wodewose),
вудхаус (woodehouse) или даже просто воз (wose). Часто говорится,
что Вудвоз покрыт шерстью, но в других источниках говорится, что он
просто одет в меха и шкуры животных, а волосы, усы и борода его
настолько длинные и спутанные, что могут в лесном неверном свете
быть перепутаны с шерстью. Вудвоз дик, не умеет говорить
по-человечьи, не понимает людских обычаев, использует самые
примитивные орудия (вроде крепких палок, дубинок), очень быстр и
ловок. Его трудно заметить, и трудно поймать, сами же они почти
никогда не выходят к людям, избегая людских жилищ и только изредка,
в самые суровые зимы, их могли заметить в прилегающих к человеческим
поселениям лесах.
Можно выделить несколько "типов" представлений о Вудвозе, которые,
впрочем, могут сплетаться между собой и перетекать друг в друга.
Первый - когда это существо воспринимают очень близко к зверю или
первобытному человеку, еще не достигшему, с точки зрения человека
цивилизованного, его уровня развития. Была история о пойманном
Вудвозе, которого увезли из леса, и он со временем научился носить
людскую одежду, объясняться с окружающими жестами и несколькими
выученными словами, хотя, конечно, полностью "вписаться" в
человеческий мир не смог, и то ли умер в неволе, то ли сбежал
обратно в леса. Тут Вудвоз больше похож на одичалого человека, или
полузверя, йети, случайно сохранившегося в диких лесах человека
первобытного.
Второй тип представлений сближает Вудвоза с лесными духами, с
существами, не всегда благодушно настроенными по отношению к людям.
В европейской мифологии Вудвоза нередко оказывался похож на сатиров,
на Фавна или Сильвана - то есть на тех природных духов и божеств,
которые обладают как людскими, так и звериными чертами. Даже у нас,
например, "диким мужиком" называли лешего, и описывали его порой
очень похоже на Вудвоза, да и карпатский чугайстр - тоже персонаж из
этой группы. Такие духи - неотъемлемая часть леса, его хранители и
защитники, "дикие пастыри" - существа, пасущие лесных зверей, как
скот.
Скрытность Вудвоза сближает его и с образом "того, кто таится в
листве": человеческое лицо, укрытое ветвями или зелёными листьями -
один из образов Зелёного
человека, духа растительности, хотя, конечно, Зелёный человек -
это существо, объединяющее человеческое и растительное, а Вудвоз
объединяет человеческое и звериное. Поэтому отчасти связан он в
европейском фольклоре с верволками, оборотнями, хотя не является им
родичем.
Есть связи у этого персонажа и с дикими, тёмными охотниками - вроде
того же Загрея: неутомимый преследователь, находящийся в равном
положении со зверем, охотящийся без орудий охоты, используя только
свои руки и зубы, и поедающий мясо сырым. Это пугающий образ Вудвоза,
и в таком облике он близок всем злым и враждебным существам, живущим
в чаще. Например, в Германии были представления о Чёрном Питере или
Рупрехте Нахте, Ночном Рупрехте - существах, ворующих людей себе на
обед. Впрочем, их все равно почитали - считалось, что тех, кто
почитает Хозяина Лесов даже в его тёмном облике, тот не оставит
своим благословением.
Кстати, Вудвозы были отнюдь не только мужчинами - есть рассказы и о
лесных женщинах, таких заросших и диких, как и их мужчины.
В кельтской мифологии нельзя не отметить некоторое сходство "диких
людей" с людьми, вошедшими в состояние "гельт", особого и почти
священного безумия, когда человек становился на грань между
человеком и зверем, дичал, уходил жить в леса, теряя все людские
черты и привилегии.
©
Shellir
7 июля 2015 г.

(b)
|