Rambler's Top100

ВЕДЬМА: ГЛАВНАЯ  ВЕДЬМИНА ШКАТУЛКА  ВЕДЬМИН КОТИК    ВЕДЬМИНА КУХНЯ   ВЕДЬМИНЫ ПАУЧКИ  ВЕДЬМИНЫ КАРТЫ  ВЕДЬМИН ЧУЛАНЧИК 
 ВЕДЬМИНА БИБЛИОТЕКА  ВЕДЬ МИН ПАТЕФОН    ВЕДЬМИНА ГАЛЕРЕЯ  ВЕДЬМИНЫ СОСЕДИ  ВЕДЬМИНЫ ТОВАРКИ ВЕДЬМИНА КРАСОТА ВЕДЬМИН СИНЕМАТОГРАФ 

 

Шила - на - Гиг 

(Sheela -na-Gig)

В материале приведена статья arisha_beres 
а также материал найденный у Dancing Witch
Ну и "вики", куда без нее.
Изображения Шилы имеются вот тут:

http://www.beyond-the-pale.org.uk/sheela1.htm

http://www.sheelanagig.org


Шила-на-Гиг... Это изображение женщины, демонстрирующей самое сокровенное часто встречается в Ирландии, в том числе в замках и ...на украшениях церквей.

Многие изображения являются довольно поздними, и часто пишут, что они мол предупреждали женщин о грехе похоти. Мол не грешите женщины известно чем, а то гореть вам в аду.

Некоторые из таких предупрежлений очень детальны.

Сдается мне однако, что сначала появилась фигура, а потом уже - объяснение и Шила-на-Гиг является живучим отголоском тех времен, когда в плодородии не видели ничего срамного ;-)

На фото находка из Mezin, палеолитическая Венера, находки из Lepensky Vir

 Есть резон.   Кто-то вспомнит греческую Баубо - похабную старуху, которая одна и смогла рассмешить загрустившую от потери дочери богиню Деметру вполне подходящим по теме способом.

 

Кто-то с тем светом. Особенно ссылаясь на то, что мол женщина изображена старая. 
Ну да, "откуда пришел, туда и ушел". Не зря же Земля и богини земли - женщины.

Поэтому  шила-на-гиг изображалась и на колодцах в Ирландии.Эта фигура,  вырезалась на камне, и состояла из разведенных в стороны ног и вагины: так же, как и колодец, это символизировало исток, дарящий жизнь.

Кто-то считает их обережным символом. Ирландка Эдит Гест была первой, кто классифицировал и датировал скульптуры Шила-на-гиг. Оказалось, что в Ирландии они создавались с IX по XVI века, основная часть относится к XI и XIII векам, что не исключает ни вероятности более раннего происхождения, ни языческих практик, связанных с фигурами. Они часто назывались амулетами против сглаза, оберегами от несчастья. Натёртые бёдра, животы и лбы некоторых фигур говорят об их почитании. Эдит Гест также сообщает, что отношение к фигурам переменилось в середине XIX века, некоторых стали считать ведьмами.

Сейчас ее изображения часто попадается даже на сувенирах. Не очень крупное правда. ;-)

Сильно доставляет, что в описаниях амулеток с ней указано, что она "помогает принимать решения". Какие интересно.

Что-то подобное впрочем встречалось и у нас. Правда не так распространенно.

И кто она после этого такая - Шила-на-Гиг? 

Далее я приведу две статьи - обе мне очень нравятся.

Первая - найдена у Dancing Witch.

"Неподалеку от монастыря, скрытая в лесу, стояла маленькая каменная часовня. Никому не ведомо, кто ее там построил. Монахи святого Киарана отрицали, что знают о ее происхождении. Это место не имело к ним никакого отношения, и они никогда не ходили туда. Маленькая часовня была заброшенной и пришла в ветхость, и таила в себе, как мы обнаружили, некий соблазн.Кто из послушников первым нашел непристойную статую, я не знаю. Этот первооткрыватель должен был обладать необычайно острым зрением, ибо статуя пряталась среди камней, образующих вход в часовню, и заметить ее было почти невозможно.

Тот, кто нашел ее, поведал о ней своим друзьям, они же в свою очередь сообщили другим послушникам, так что скоро это место стало своего рода местом паломничества. Мы нарекли этот камень Похабной ведьмой, и большинство из нас в свой срок прокрадывалось в часовню, что бы поглазеть на нее. Изваяние было столь же дикообразно, как и любая из тех странных и злобных тварей, что изображаются в книжных миниатюрах.Она представляла собой старую голую женщину с тремя грудями, свисающими с морщинистого торса. Она сидела, расставив ноги и раскрыв колени, лицом к зрителю. руками она раздвигала складки своего сокровенного входа, и на лице у нее была ангельская улыбка. Впечатление было одновременно соблазнительное и демоническое..."
Тим Северин, "Викинг: дитя Одина".



ШЕЙЛА-НА-ГИГ (Sheila-na-Gig)

Фигурка кельтской богини плодородия, которая некогда украшала двери всех ирландских и некоторых британских домов в качестве амулета. Шейла-на-Гиг, или "веселая Шейла", представляет собой вырезанную из дерева сидящую на корточках женщину с открытым половым органом. Иногда ее рот открыт, возможно, это должно изображать экстаз рождения ( или просто крик, скажем прозаичнее..:)


Ее влагалище имеет форму "VESICA PICSIS" , или корабля -рыбы, священной геометрической фигуры, которую при строительстве пирамид использовали еще древние египтяне. Так же ее применяли строители мегалитов и масоны. "VESICA PICSIS" состоит из овала, образованного двумя равными пересекающимися окружностями. Эта фигура символизирует равновесие двух сил, взаимопроникновение неба и земли, духа и материи. Ассоциируясь с влагалищем, она была так же символом рождения.



( я смеюсь...:)))) на всех найденных изображениях vesica pixis - а они чаще связаны с христианской традицией сейчас - картинка стыдливо повернута по вертикали, чтобы, если оставить ее в ПРАВИЛЬНОЙ горизонтальной позиции, не возникало не дай бог ассоциаций с тем, чем оно на самом деле является...:) 


И тот же мотив прослеживается в символике Триединой Богини, который так часто используют ведьмы сегодня...



( по поводу "VESICA PICSIS" будет отдельный пост, потому что этот символ по разному трактуется в разных эзотерических системах, а в христианстве так же имется своя, отдельная легенда и история, связанная с ним. Что бы не путать все в одну кучу - разграничу эти темы и выложу про "vesica picsis" позже и более детально. Пока же видно яснее ясного, с чего вся эта философия начиналась...:) - D.W.)

До XIX века Шейлу-на-Гиг вырезали над дверьми всех ирландских церквей и в некоторых местностях Британии. Учитывая исторически сложившееся негативное отношение христианства к сексу и женщине, удивительно использование женского полового органа в качестве украшения при входе в церковь. (для меня лично - ничего удивительного: церкви ставились на местах прежних святилищ, или использовали более древние сакральные сооружения, со всей их предыдущей символикой и орнаменталистикой. Или, как описывается в том же "Викинг:дитя Одина" - мастера-камнерезы и строители из местных, привносили в работу традиционные элементы старых верований, которые церкви вытравить было очень трудно. - D.W.) Это является свидетельством того, что христианство и язычество в течение некоторого времени сосуществовали.  Кельты часто использовали в дверных амулетах изображение женских половых органов. Почти все они были сняты в веке XIX викторианцами.



Шейла-на-Гиг напоминает Маха-деви, или Богиню-Мать, тантрическую фигуру, которой поклоняются как создательнице сущего, и богиню смерти - одну из ипостасей индийской Кали. Теперь место Шейлы заняла подкова - женский символ, часто используемый в качестве амулеты против неудачи и колдовства. (смешно, если учесть, что колдуньи его и распространяли, этот символ..:)) Надеюсь, все в курсе, что ПРАВИЛЬНОЕ положение подковы на двери - "рожками" кверху, что бы получался как бы "котел" или "чаша"...D.W.)

Розмари Эллен Гуили "Энциклопедия ведьм и колдовства".
Почему на дверях? Во-первых, двери - это уже портал, проход в новый мир, что собственно и происходит при рождении. Во-вторых, проходя "под" Шейлой внутрь, или, из храма - каждый словно бы получал ее благословение, обновление и новое рождение, повторяя путь новорожденного, из лона наружу, между ног, к жизни и свету.


Христиане же утверждали, что символ над дверями церкви служит для отпугивания демонов. Поскольку ничем другим они ее объяснить просто не могли...:) А так - расхожая и приемлемая версия получается..:)))


Говорят, существовал еще особый королевский ритуал, связанный с Шейлой-на-Гиг : когда претендент на трон должен был доказать свое право на него, к нему являлась Шейла в виде уродливой старухи, которую следовало вполне недвусмысленно полюбить, несмотря на ее безобразие.


Если претендент благополучно справлялся с этой задачей - старуха превращалась в прекрасную молодую девушку-богиню, которая даровала человеку и вполне законную королевскую власть, со всеми правами, а так же благословляла его землю и народ, которым предстояло править.


В самой позе Шейлы нет ничего удивительного или вульгарного, если учесть, что во многих странах и племенах женщины рожали на корточках, да еще и руки иногда поднимали кверху и привязывали, что бы сильнее тужиться.

Вот , что пишет arisha_beres

В большинстве литературы встречаются наиболее популярные переводы с древне-ирландского – «старуха на корточках» и «карга с сиськами» (хотя эти-то атрибуты как раз меньше всего выделены). Некоторые считают, что словом «Шила» в Ирландии имовались бесстыдные женщины или проститутки. Однако существовало и такое ирландское женское имя – Шила. Вряд ли бы люди называли своих дочерей таким именем, если бы у него была такая семантика. Некая исследовательница Кэтрин Прайс Театана провела довольно тщательное этимологическое исследование, одно изложение которого заняло бы половину журнала. Поэтому, не обременяя читателя, сообщим, что слово, которое произносилось как «Шила» (написание не бралось в расчет) обозначало «укрытие», «убежище», «семена», «потомок», «отпрыск», «первоисточник», «аист», «нимфа», «юная дева».
Многие, посмотрев на наскальные избражения Ш-н-Г. впервые, слегка так подохреневают. Они с удовольствием слушают о том, кто тут изображен, какое значение имела эта богиня (полубогиня, идол – тут нет исторической ясности), во все врубаются, но второй и третий раз взглядывают еще мельком и воровато. Половые органы в половину роста (на некоторых изображен в подробностях не только клитор, но еще и анус). Более того, даже многие ученые, исследующие Ш-н-Г, употребляют такие фразочки : «вульгарная старуха», «отвратительные гениталии», «мерзкая карга». Не любят они предмет своих исследований.
И это при поистине глубокой символичности значения, ведь Шила символизирует не просто живодарящую силу. Женское начало здесь рассматривается как Космический цикл – это врата, сквозь которые проходит каждый рожденный в этот мир, и в которые он же должен выйти из жизни, когда прах погребен в тело нашей праматери – в Землю.
Многие западные феминистки и лесбиянки знают Шилу и почитают не меньше Девы Марии. Ведь она символизирует не только тайну и загадку нашего прихода в мир и уход из него, но и указывает на центральное место женщины в этом процессе. А самое главное, на ее плотскость и сексуальность (но не эрос). Ведь Дева Мария – асексуальна. 
С одной стороны, Христос должен был появиться на свет привычным образом – из женского чрева, а с другой – не испортить «чистоты» происхождения, не стать результатом полового акта. Сублимация роли женского начала. 
Покопавшись в памяти и поискав ответ на вопрос «А как же изображалось на уровне символов плодородие, деторождение и жизненная потенция ?», можно получить такой ответ: мужская сила изображалась практически в оригинальном виде. Женская – с какими-то недомолвками и обезличенно. 
Прогрессивной в этом плане оказалась Тантра, чьи корни глубоко в до-патриархальных временах, где йони – святыня. Ей посвящались ритуалы, и естественно, она изображалась скульптурно. Церемония требовала пить из алтаря в виде йони, а иногда - из органов продвинутой тантрийки. Но что еще поражает воображение – менструирующие органы считались сверх– потенциальными, а потому – супер-святыми, и потому их целовали с энтузиазмом в эти дни.
Грубо говоря, символом члена был член. Изображение женской потенции часто сублимировалось и подменялось другими частями тела: пышной грудью, широкими бедрами, животом. Красиво, конечно, но все же… 
У Лессинга существует трактат, где на примере статуи Лаокоона и его сыновей, которых душит змий коварный, он объясняет, почему в скульптурных композициях иногда нет точности воспроизведения некоторых деталей тела. Проблема в том, что отверстия и впалости выглядят неэстетично для зрительного восприятия, если речь идет об изображений живых существ (много ли открытых ртов вы увидите в работах скульпторов? А теперь представьте, насколько красиво бы это выглядело.)
Ну как, скажите, изобразить Деметру, богиню плодородия? Неужто с расставленными ногами, лежа навзничь? Венера – с зеркалом, Даная – со стрелами и луком, Афина – в шлеме, а Деметра – с оголенными чреслами? Нет уж, дадим ей яблочко, виноградик, грушку, снопик колосков – и всем все понятно. 
Среди исследователей Шилы-на-Гиг достаточно много мужчин, и 70% из них признаются, что первое время им пришлось бороться со стыдом, страхом и отвращением (наверное, такие же ощущения испытывают некоторые гинекологи-мужчины, когда перед ними на кресле лежит родная мама ). 
В Шиле настораживает тот факт, что она изображена гротескно. Это не пышущая формами дева. Ее часто изображают с лысой головой (можно читать как хочешь – то ли это голова новорожденного, то ли - старой ведьмистой тетки). Часто лицо изрезано шрамами (или татуировками?). Улыбка подобна оскалу, но не хищному, а несколько безумному (поговаривают о том, что Шила покровительствует и шизофренично-больным людям, неся им исцеление). Шила не просто плоскогруда (и правда – не грудью же рожают) – иногда она изображается с явственно проступающими ребрами, подчеркивающими худобу. Порой она изображается не с парочкой сисек, а с тремя-пятью. Или на одной груди может быть несколько сосков.
Изображений Шилы не так уж много, и о местонахождении каждой из них специалисты знают наизусть. Самые популярные образцы - Шила из Килпека (Херфордшир). В обиходе местные жители называют ее «Килпекская блядюка». Далее идет Шила из Лландриндода (Рэдошир, Уэльс). Известна шокирующим изображением гениталий, которые хорошо просматриваются снизу. Очень весела и неординарна Шила из Дербишира. Она украшала дверной проем на входе в поместье Елизаветы. Ее ноги так забавно закручены вверх над головой, чудным образом образуя руки, котрые открывают сокровенное. И у нее такие смешные ушки. Скандальную известность приобрела Шила из Фетхарда. В этой местности водилось 4 Шилы. Одна из них жила на Килтинанской церкви. Жила, пока 9 января 1990 года ее не умыкнули оттуда. Пропажа ознаменовалась бурной мировой реакцией по двум причинам: по причине уникальности (хотя если посмотреть, в каждой Шиле что-то уникальное) и большой ценности; а также по причине шокирующего изображения – у нее треугольная голова, которая присуща сугубо Кельтским изображениям, разверстая вульва (ну, этим она не отличается от своих сестер), две смешные груди, на одной из которых два соска. Автору неизвестно, как сложилась ее дальнейшая судьба.
Впервые широкое внимание каменные изображения привлекли в 1840 году с легкой руки антикваров (хотя многие экспонаты датированы 11-13 веком).
Большая часть Шил радует нас эксгибиционизмом со стен церквей, преимущественно Нормандского происхождения. Есть и суверенные экземпляры.
По сути, удивительно, что такие откровенные изображения можно обнаружить именно в церквях (а если еще и учесть тот факт, что не только в Британии, Ирландии, Франции, но и в Испании, где свирепствовала инквизиция). Однако христианству тоже необходимо было выработать стратегию завоевания людских умов. Церкви строились на месте предыдущих языческих идолов, мест поклонений – чтобы не просто быть новой религиозной альтернативой, а поглотив в себя языческую религию, приманить и завлечь народ, а после того, как данная приманка подействует, исторгнуть ее из себя. 
Располагалась часто над входом в церковь или на ее территорию, или же иногда ее изображали в виде замочной скважины (бедная Шила – как подумашь об огромном амбарном ключе, перекручивающем все влагалище – мурашки пробегают. Не отсюда ли идет присказка «как до пизды - дверцы»?).
У ученых несколько мнений, почему церковь активно декорировала себя Шилами.
Некоторые считают, что таким образом при входе в церковь прихожанину напоминалось, что войти в святое место подобно вхождению в чрево богини – колыбели смерти и возрождения, где нас разбирают, как конструктор «Лего» и собирают вновь, где мы проходим испытание, растворение и обновляемся. 
Другие считают, что Шилы использовались специально для выставления на посмешище женской греховности и осуждения ее. Уже с 14 столетия Римская католическая церковь сует свою лапу в сферу сексуальности. Причем так основательно, что некоторые и по сей день осуждают не только Генри Миллера, но и тех, кто читает его. Шла тщательная фильтрация дозволенного от недозволенного. Хотя Шила не является источником эроса. Хотя бы потому, что она всегда изображена в аскетичном одиночестве. Она не манипулирует эротическими энергиями полов. Она лишь символизирует первопричину. Поэтому о греховности говорить как-то не уместно.
Третьи считают, что Шила являлась защитным амулетом и церковь наносила ее изображение для защиты от недругов (логика, пожалуй, есть – с первых дней, когда сперматозоид пробьет стенку гордой яйцеклетки и начнет превращаться в ребенка, вся ответственность за его сохранность переходит на женщину – будь осторожнее, мудрее, не шатайся где ни попадя, не спотыкайся о камни стоунхеджа). И с момента его рождения женщина – первое, что охраняет ребенка. Отцовство больше базируется на осознании ответственности, материнство – на инстинкте.
Иногда с Шилой по соседству можно увидеть березу и аиста, что еще раз подчеркивает ее способность даровать жизнь. Ну, аист, как известно, детей приносит –тут все ясно. А береза у скандинавов ассоциировалась с возрождением, очищением, несла в себе положительную излечивающую энергию. Руна «Bercana» (береза) также была защитной, и воплощала силу, дающую толчок к рождению новых идей и их воплощению. Маленьких ирландцев укладывали спать в люльки, вырезанные из березы, чтобы хрупкие тельца были защищены от сглаза. Амулеты из этого дерева охраняли женщин от изнасилования. Медиумы пользуются предметами из березы во время спиритических сеансов, поскольку это дерево символизирует возможность переходить из одного мира в другой, и в то же время позволяет держать безопасную дистанцию.
Шиле приходится сдерживать этакий двусторонний натиск – с одной стороны – царство Аида, с другой – светлый мир жизни. И Шила как бы позволяет не только войти в эти ворота, но и всего лишь заглянуть, посмотреть, даже сделать первый шаг - и … вернуться. Причем то, что она всегда изображена с гипер-подчеркнутым размером начала - не случайно, это символ высокой потенции рождения. Таким образом, она дает шанс каждому младенцу появиться на свет, не прибегая к кесаревому сечению.
Высеченные изображения часто становились местом паломничества. Считалось, что она лечит от бесплодия, невротических заболеваний, приносит семейное счастье, снимает порчу. Поэтому на некоторых изображениях половые органы Шилы иногда не просто затерты от поцелуев и прикосновений, но и носят следы соскобов, поскольку особо целебной считалось пыль, которую удастся соскрести.
Более того, сам по себе женский эксгибиционизм считается целебным. Примерно в 1840 году в Ирландию забрел путешественник. В пути он занемог и в одной деревне жители ему сказали, что люди, у которых появляется какой-то недуг, должны уговорить распутную женщину показать им свои половые органы.
Современные западные женщины, подчеркивая способность женских органов обновляться каждый месяц и вновь становиться способными давать жизнь, считают Шилу мощным образом, способным помочь женщинам, пострадавшим от изнасилования и испытывающих проблемы в сексуальной жизни. В ирландских деревнях гадалки по сей день практикуют метод демонстрации половых органов для снятия дурного глаза.
........................
Англо-сведущие поклонники Пи Джей Харви, должно быть, слышали ее песню «Шила-на-Гиг». 

(с) arisha_beres

 

 

 

Не согласны с моим мнением? Хотите что-то дополнить или поправить.   Пишите
Ведьма

Вернуться к Главной Ведьме

Rambler's Top100 HotLog Top Magya.ru - вся Магия Женский портал, женский каталог, все для женщин! Palantir