Rambler's Top100

ВЕДЬМА: ГЛАВНАЯ  ВЕДЬМИНА ШКАТУЛКА  ВЕДЬМИН КОТИК    ВЕДЬМИНА КУХНЯ   ВЕДЬМИНЫ ПАУЧКИ  ВЕДЬМИНЫ КАРТЫ  ВЕДЬМИН ЧУЛАНЧИК 
 ВЕДЬМИНА БИБЛИОТЕКА  ВЕДЬ МИН ПАТЕФОН    ВЕДЬМИНА ГАЛЕРЕЯ  ВЕДЬМИНЫ СОСЕДИ  ВЕДЬМИНЫ ТОВАРКИ ВЕДЬМИНА КРАСОТА ВЕДЬМИН СИНЕМАТОГРАФ 

 

САЛЕМСКИЕ ВЕДЬМЫ: ОХОТА НА ВЕДЬМ 1692 г.

 Данный материал является авторским. Ведьма.

В сентябре 2006 года Ведьма приехала в город Салем, штат Массачусетс, США, известный, прежде всего, охотой на ведьм 1692 года, в результате которой 19 человек - мужчин и женщин были повешены по обвинению в ведовстве а восьмидесятилетний Жиль Кори был до смерти задавлен камнями за отказ признать себя виновным или невиновным, более сотни человек (в том числе, четырехлетняя девочка) были брошены в тюрьму по обвинению в колдовстве. Салемская охота на ведьм, наверное, является одним из наиболее хорошо изученных эпизодов в американской истории, и одновременно, скорее исключением из правила, чем правилом (за весь век в штате Массачусетс по обвинению в ведовстве было казнено 28 человек, по сравнению с сотнями и тысячами подобных казней в Европе того же периода). Спор о том что произошло на самом деле: были ли казненные ведьмами, жертвами намеренного обмана или истерии со стороны потерпевших девочек, пострадали несчастные от пуританского общества, или от результатов отравления спорыньей ведется до сих пор. 

ЧТО ВЕДЬМА УВИДЕЛА: ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ  СОВРЕМЕННОГО САЛЕМА

ЧТО ВЕДЬМА УЗНАЛА: САЛЕМСКАЯ ОХОТА НА ВЕДЬМ

КОЛДОВСТВО В НОВОЙ АНГЛИИ: ПРЕДЫСТОРИЯ

Салемский процесс 1692 года не был единственным процессом над ведьмами в Новой Англии 17го века. Убежденность в существовании ведьм и их способности причинять вред людям и их имуществу посредством сверхъестественных сил (именно так средневековое право определяет колдовство) колонисты-пуритане привезли с собой в Новую Англию из старой доброй Англии, где процессы над ведьмами были нередки. Поэтому для колонистов  колдовство было таким же реальным и серьезным преступлением, как кража или грабеж. В 1641 году в штате Массачусетс  была установлена смертная казнь за колдовство. Еще до Салемского процесса в 1688 году в Бостоне, штат Массачусетс, после спора с ирландской прачкой Гуди Гловер (Goody Glover) дети ее хозяина Марта Гудвин 13 лет и ее братья и сестры стали вести себя крайне странно. Гловер арестовали и судили по обвинению в том, что она околдовала детей Гудвина. Преподобный Коттон Матер (Cotton Mather), который еще сыграет свою роль в Салемском процессе, встречался с Гуди Гловер и убеждал ее сознаться в колдовстве. Гловер была осуждена и повешена. При этом  странное поведение Марты Гудвин не прекратилось, ей стало только хуже. Коттон Матер взял Марту Гудвин в свой дом для обследования.  В том же году Матер опубликовал в Бостоне свою книгу о колдовстве и околдовании "Memorable Providences, Relating to Witchcrafts and Possessions", в которой он описывал данное дело, приводил симтомы околдования.

Книга наделала шума, и ее, несомненно, читал преподобный Самуэль Паррис, приехавший к салемской пастве в 1688 году по приглашению влиятельного жителя Салема Джона Путнама вместе с женой Элизабет, шестилетней дочерью Бетти, племянницей Эбигайль Вильямс и рабыней из Вест-Индии Титубой, которую он привез с Барбадоса, где у него когда-то была плантация. Паства, к слову, Парриса невзлюбила, и многие всерьез решили выжить преподобного Парриса из Салема. 

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ В САЛЕМЕ В 1692 ГОДУ: ФАКТЫ

ОБВИНЕНИЯ И ОБВИНЯЕМЫЕ

В январе 1692 года одиннадцатилетняя Эбигайль Вильямс и девятилетняя Элизабет Паррис  (племянница и дочь преподобного Парриса) начинают вести себя странно. Они корчатся от боли, прячутся за мебелью, жалуются на жар. Скоро такие же странности появляются в поведении подружек девочек, в том числе, одиннадцатилетней Анны Путнам младшей. Эти симптомы оказались очень похожи на те, которые были у детей Гудвина  и описывались Коттоном Матером. В феврале 1962 года доктор Уильям Григгс, не найдя лекарства для девочек, предполагает, что они пострадали от колдовства. Этот диагноз кажется убедительным в свете общей веры в то, что дьявол стремится вредить христианским детям. Тогда по просьбе соседки пасторских девочек Мэри Сибли служанка-рабыня Паррисов Титуба печет "ведьмин пирог" из ржаной муки и мочи девочек и скармливает его собаке. По распространенному поверью такой пирог должен противодействовать колдовству, собаке же его скормили, поскольку она считалась "фамилиаром" Дьявола.  К этому времени околдованных девочек стало уже семь. Они корчились, принимали странные позы, жаловались, что их щиплют и кусают духи, рассказывали, что видели ведьм, летящих в зимнем небе. Жители поселка теперь уже не сомневались, что среди них бродит Дьявол, и девочки страдают от вреда, причиненного ведьмами по его наущению.

Под давлением священников и горожан, допытывающихся о причине болезни, Элизабет Паррис обвинила в колдовстве служанку Титубу (которая, и правда рассказывала детям о вуду, дурных предзнаменованиях и языческих обычаях родного Барбадоса  долгими зимними вечерами, а может кое-что им и показывала). Также девочки указали на жившую в деревне нищенку Сару Гуд и на пожилую ворчливую соседку Паррисов Сару Осборн, которая не была в церкви более года.  Семья Путнам подала жалобы магистратам и 29 февраля 1692 года обвиненные девочками женщины были арестованы и вскоре осмотрены (на их теле искали "ведьмины сосцы" родинки или бородавки, посредством которых, по общему мнению, ведьмы кормят демонов). Рассказам девочек о нападениях духов и корчам, которые происходили с девочками в присутствии обвиняемых поверили, и их соседи селяне тоже начали припоминать, как у кого-то из них протухали сыр и масло после визитов обвиняемых, приплод скотины оказывался больным Допрос обвиняемых проводился в стандартной процедуре для того времени одни и те же вопросы задавались снова и снова: Является ли обвиняемая ведьмой? Видела ли она Сатану?, и тому подобное.

Осмотр ведьмы

 Титуба сначала отрицала свою вину, но потом призналась, что к ней приходил высокий человек из Бостона (у обвинителей не было никаких сомнений, что это был Сатана), который иногда превращался в черную собаку или свинью и предлагал ей поставить подпись в его книге и помогать ему. Она признала, что занималась колдовством и подтвердила, что делала это вместе с четырьмя другими ведьмами, в том числе, с Сарой Гуд и Сарой Осборн, сказала, что они летали по воздуху на метлах. Ее признание значительно подогрело энтузиазм обвинителей,  и охота на ведьм началась.  Девочки заявляли, что на них нападают духи обвиняемых женщин. 

Анна Путнам обвинила в колдовстве Марту Кори, а Эбигайль Вильямс винила еще Ребекку Нерс. Кори и Нерс также подверглись осмотру. Арестована и допрошена была даже четырехлетняя Доркас Гуд четырехлетняя дочь Сары Гуд, поскольку девочки заявляли, что их кусает ее дух (четырехлетнюю девочку продержали в тюрьме 8 месяцев, откуда она провожала на виселицу свою мать (!). В апреле того же года обвинены в колдовстве Элизабет Проктор и Сара Клойс, пытавшаяся защитить сестру - Ребекку Нерс. Проктор и Клойс также подверглись осмотру. Муж Элизабет Проктор  Джон, противящийся осмотру жены, стал первым мужчиной, которому было официально предъявлено обвинение в колдовстве.

В апреле же "околдованная" Мэри Уоррен служанка в семье Прокторов заявила, что она лгала, что лгут и другие девочки (позднее она откажется от этих слов). Однако обвинения продолжались. Анна Путнам обвинила в колдовстве Жиля Кори, сказав, что ей причиняет вред дух мужчины, умершего в доме Кори. В апреле в колдовстве призналась еще одна из обвиняемых - Деливеранс Хоббс, она заявила что щипала девочек по велению Сатаны и летала на метле на шабаш в чистом поле.  К списку обвиняемых добавились еще одна сестра Ребекки Нерс - Мэри Исти, осмотру подверглись Нихимия Абботт, Вильям и Деливеранс Хоббс, Эдвард и Сара Бишоп, Мэри Блэк, Сара Уайлдс, Мэри Инглиш, Сара Мори, Линдия Дастин, Сусанна Мартин, Доркас Хоар, Сара Черчилл. Наконец девочки обвинили в колдовстве бывшего пастора Салема Джорджа Бэрроуза (George Burroughs), который был арестован и помещен в тюрьму.  В мае осмотру подверглись Джордж Джейкобс - старший и его внучка Маргарет Джейкобс. Тем временем в тюрьме умерла Сара Осборн, которую обвинили одной из первых. Арестован Роджер Тусекер (позднее он умрет в тюрьме).

СУД И ПРОЦЕСС

Салемское дело привлекло внимание общественности, и в мае  1692 года вернувшийся из Англии Губернатор Фиппс создал особый суд для заслушивания и принятия решения по салемскому делу (Court of Oyer and Terminer), назначил его судьями Джона Хавторна, Натаниеля Салтонсталла (его позднее заменит Корвин), Бартоломью Гедни, Питера Серджента, Самуэля Сьюэлла, Уэйта Стилла Винтропа, а также вице-губернатора Вильяма Стаутона (который был убежденным охотником за ведьмами).  Трое из этих судей были близкими друзьями преподобного Коттона Матера. Иными словами, уже при формировании суда был очевиден обвинительный уклон.  По совету Матера судьи принимали в качестве доказательств признания ведьм, так называемые "призрачные (спектральные) доказательства" (т.е. показания девочек о том, что их мучают духи обвиняемых и симптомам причиняемого духами вреда, следы призрачных щипков и укусов), реакцию девочек на прикосновение обвиняемых, наличие дьявольских отметин на обвиняемых.  Весьма специфические доказательства, что и говорить. Судьи осмотрели Марту Картер, Джона Алдена, Уилмота Редда, Элизабет Хоув и Филлипа Инглиша. (Инглиш и Алден сбежали из тюрьмы).

Первое дело, доведенное новым судом до конца было делом Бриджет Бишоп, которые суд рассмотрел в  июне 1692 года. Бишоп было под шестьдесят, она была хозяйкой таверны, где мужчины пили сидр и играли. Старая Бриджет отличалась сварливым характером,  не вовремя платила по счетам и эксцентрично одевалась (что в глазах многих пуритан уже могло быть признаком связи с дьяволом). Городской красильщик показал, что Бишоп приносила ему для покраски небольшие куски кружев, непригодные для какого-либо применения в гардеробе приличной женщины, что тоже было использовано как подтверждение ее ведьмовства.  Муж ее сестры подтвердил, что к ней являлся Сатана. Свидетель показал, что видел, как дух Бишоп воровал яйца, и как она превращалась в черную кошку. Деливеранс Хоббс (к тому времени уже, вероятно, сошедшая с ума) и Мэри Уоррен, которые уже признались в колдовстве, также подтвердили, что Бишоп ведьма. Житель деревни Самуэль Грей показал, что Бишоп приходила к нему ночами и мучила его. На теле Бишоп была найдена подозрительная бородавка, которая сошла за ведьмин сосок. Некоторые девочки также подтвердили, что дух Бишоп приходил к ним. Нашлись и другие свидетели, которые связывали свои неприятности с Бриджет Бишоп. Ее признали виновной, Председатель Суда Салтонсталл подписал решение и 10 июня 1692 года Бриджет Бишоп была повешена.

Преподобный Коттон Матер следивший за развитием событий, начал сомневаться и призвал суд не использовать так называемые "призрачные (спектральные) доказательства" (т.е. показания девочек о том, что их мучают духи обвиняемых и симптомам причиняемого духами вреда), и осуществлять правосудие быстрее. Суд внимательно отнесся к критике скорости отправления правосудия, однако "спектральные доказательства", составлявшие  абсолютное большинство имевшихся доказательств исключены не были. 29-30 июля 1692 года Ребекка Нерс, Сусанна Мартин, Сара Уайлдс, Сара Гуд и Элизабет Хоув были признаны виновными и приговорены к повешению, которое было осуществлено 19 июля 1692 года.  К слову сказать, в отличие от Сары Осборн или Бриджет Бишоп, Ребекка Нерс была образцово-показательной прихожанкой, но это ее не спасло, поскольку девочки заявили, что она ведьма, а Анна Путнам показала, что Нерс заставляла ее подписаться в книге Сатаны. Тут следует упомянуть, что Нерс была одной из трех сестер Таунс (все они были обвинены в колдовстве), а семья Топсфилд, из которой происходили сестры, вела давнюю вражду с семейством Путнам. Важным доказательством против Ребекки Нерс также посчитали то, что вскорости после того, как она отругала Бенджамина Хоултона за то, что тот позволил своей свинье рыться в ее огороде, Хоултон умер. Присяжные признали Нерс невиновной, что не понравилось Председателю Суда Стаутону, которые велел присяжным пересмотреть вердикт с учетом утверждения Нерс, которое можно было посчитать признанием вины.

Рассмотрение дел продолжалось, а критика происходящего стала делом очень небезопасным. Трактирщик Джон Проктор, открыто критиковавший процессы, заплатил за свой скептицизм дорогую цену.  Против него свидетельствовали Анна Путнам, Эбигайль Вильямс, Индеец Джон (раб Парриса, работавший в конкурирующем трактире и муж Титубы), а также восемнадцатилетняя Элизабет Бут, которые заявили, что духи сообщили им, что Проктор серийный убийца. Проктор пытался бороться, добивался перевода рассмотрения дела в Бостон, однако это ему не удалось.  

(Ордер на Проктора и Глойс)

К перечню обвиняемых добавился и бывший пастор Салема Джордж Бэрроуз (он был пастором всего два года, и ушел с этой должности в связи со спорами по поводу денежного содержания и плохими отношениями с семейством Путнамов). Анна Путнам заявила, что он околдовал солдат, во время военной кампании против индейцев в 1688-89 и был виновен в ряде неудач в войнах с индейцами. Против Бэрроуза выступили тридцать обвинителей, в том числе раскаявшиеся ведьмы. Девятнадцатилетняя Мерси Льюис, которая заявила, что Бэрроуз летал с ней на вершину горы и обещал ей золотые горы, если она подпишется в книге Сатаны, но она отказалась. Эбигайль Хоббс заявила, что Бэрроуз давал ей магические куклы. Бэрроуза выставили зачинщиком и главой ведьмовского сообщества, возглавлявшим ведовские шабаши. В вину ему поставили даже физическую силу.  У Бэрроуза была хорошая репутация и 32 жителя Салема, не смотря на опасность для самих себя, обратились к суду с петицией о признании Бэрроуза невиновным, однако спасти его не удалось.

5 августа 1692 года к виселице были приговорены Джордж Джакобс старший, Марта Кэрриер, пастор Джордж Бэрроуз, Джон Виллард, Джон и Элизабет Проктор. Все они, кроме беременной Элизабет Проктор были повешены 19 августа 1692 года на Висельном холме. В последней попытке защитить себя пастор Бэрроуз, не признавший себя виновным в колдовстве, уже стоя у виселицы без запинки прочитал молитву господню Отче наш (считается, что ведьма или колдун не способны произнести молитву без запинки это явно наследие римского права и присутствующих в нем формул. Считалось, что если человек путается в формуле, значит правда не на его стороне), толпа начала сомневаться, но Коттон Матер напомнил им, что Бэрроуз уже проиграл в суде, и Бэрроуз был повешен. Уже после этой казни Маргарет Джакобс отреклась от своих показаний, приведших к смерти ее деда. 

9 сентября 1692 года приговариваются к виселице Марта Кори, Мэри Исти, Элис Паркер, Анна Пудеатор, Доркас Хоар и Мэри Бредбери, в сентябре же предъявляется обвинение Жилю Кори. 17 сентября 1692 года к виселице приговариваются Маргарет Скотт, Вильмотт Редд, Самюель Вардвелл, Мэри Паркер, Эбигайль Фолкнер, Ребекка Эрнс, Мэри Лейси, Анна Фостер и Эбигайль Хоббс. 

19 сентября 1692 года к восьмидесятилетнему Жилю Кори, который до того уже провел в тюрьме в цепях пять месяцев (как и его жена, которую тоже обвинили в колдовстве) применена процедура peine forte ex dure (при ней на грудную клетку лежащего человека, прикрытую доской выкладываются тяжелые камни, чтобы буквально выдавить из него признание своей вины), поскольку он отказался признать себя виновным или невиновным, чтобы сохранить свою ферму для семьи (в случае признания или непризнания вины все имущество обвиняемого конфисковалось). Кори был очень силен физически. Он умер, пробыв под грузом целых два дня. 

Протокол допроса Жиля Кори

22 сентября 1692 года повешены жена Жиля Кори Марта Кори, Маргарет Скотт, Мэри Исти, Элис Паркер, Анна Пудеатор, Вильмотт Редд, Самуэль Вардвелл и Мэри Паркер.  Это были последние казни в Салемском процессе. Доркас Хоар призналась в колдовстве и тем избежала повешения. 

Всего за время Салемского процесса 19 человек были повешены, 1 человек был до смерти задавлен камнями, 4 человека умерли в тюрьме, около двухсот человек попадали в тюрьму по обвинению в колдовстве. Также были убиты две собаки приспешники ведьм.[1]


[1] Повешены Бриджет Бишоп, Ребекка Нерс, Сара Гуд, Сусанна Мартин, Элизабет Хоув, Сара Уайлдс, Джордж Бэрроуз, Марта Кэрриер, Джон Виллард, Джордж Джакоб старший, Джон Проктор, Марта Кори, Мэри Исти, Анна Пудеатор, Элис Паркер, Мэри Паркер, Вилмот Редд, Маргарет Скотт, Самуэль Вардвелл. Задавлен камнями Жиль Кори. В тюрьме умерли Сара Осборн, Роджер Тусекер, Линдия Дастин, Анна Фостер и другие (до 13 человек).e 10 

Где точно похоронены казненные неизвестно, именно поэтому мемориал салемским ведьмам  так напоминает надгробные плиты.

 

ВИНА И РАСКАЯНИЕ

К октябрю 1692 года многие из тех, кто кричал: Ведьмы! Ведьмы! начинают сомневаться. Неуютно начинают себя чувствовать губернатор и церковники.

Отец преподобного Коттона Матера преподобный Инкриз Матер, глава Гарвардского колледжа публично критикует использование спектральных доказательств. Он пишет, что лучше пусть десять ведьм избегут наказания, чем будет наказан один невиновный человек. Уважаемый в Бостоне преподобный Самуэль Виллард указывает, что Дьявол может использовать образ (дух) невиновного человека, чтобы его обвинили. Политический ветер сменился, и все это почувствовали. 

Губернатор Фиппс, ознакомившись с мнениями Инкриза Маттера и Самуэля Вилларда, приказывает не использовать спектральные доказательства и проверку прикосновением в процессах по ведьмам, а 29 октября 1692 года запрещает продолжение арестов, приказывает отпустить 28 из 33 обвиняемых, поскольку их арест основывался на спектральных доказательствах,   распускает суд Oyer and Terminer (в качестве юридического курьеза следует упомянуть, что именно для рассмотрения дел 3 оставшихся  ведьм в ноябре 1692 года был создан Верховный суд штата Массачусеттс, который долгое время считался старейшим судом в западном полушарии, и существует и по сей день).  Судья этого суда и убежденный охотник за ведьмами Вице-губернатор Вильям Стаутон пытался применить казнь к тем ведьмам, которые были ранее освобождены от казни в связи с беременностью, однако Губернатор Фиппс запретил выполнять постановление суда, и тогда Стаутон ушел в отставку.  Он продолжал считать, что прав в своих усилиях очистить землю от ведьм. Вся эта история не помешала Стаутону стать следующим губернатором Массачусетс (видимо, его организаторские таланты, проявившиеся во время процесса, были оценены по достоинству).

Титуба была также освобождена из тюрьмы и перепродана новому хозяину (Поскольку впоследствии она отказалась от своего признания, ее хозяин отказался выкупать ее из тюрьмы. Выкупило ее неизвестное лицо. О ее дальнейшей судьбе ничего не известно.) Может показаться странным, что ее, единственную из первых обвиняемых не только оставили в живых, но и отпустили (если это можно так назвать), но не следует забывать, что она была рабыней, а значит, по сути, - вещью. Бережное же отношение к имуществу, было в целом свойственно пуританам. Также, она, признавшись в колдовстве первой и рассказав то, что от нее хотели услышать - историю о существовавшем в Салеме сообществе ведьм, по сути, активно сотрудничала со следствием. В мае 1693, через полтора года после начала салемской истории Губернатор Фиппс помиловал остающихся в тюрьме по обвинению в колдовстве ведьм.  14 января 1697 года было назначено днем скорби по трагедии в Салеме. Судья Сьюэлл публично признал свою вину и  ошибку, то же сделали несколько присяжных. В том же году воинствующий пастырь Самюэль Паррис покинул Салем. Признав ошибку, преподобный Паррис активно переваливали вину за произошедшее на других.

 В 1702 году суд признал решения 1692 года незаконными, а в 1706 Анна Путнам младшая, одна из главных обвинительниц в процессах принесла публичные извинения, заявила, что сама была обманута Сатаной и предъявляла обвинения не из злого умысла. Она умерла в возрасте 37 лет. В 1711 году законодательным актом колонии были восстановлены гражданские права и доброе имя погибших, их родственникам была выплачена немалая компенсация в размере 600 фунтов. В 1752 году Поселок Салем был переименован в Дэнверс (несомненно, на это решение оказали влияние события 1692 года). 
В 1992 году в день 300летия процессов в Салеме был установлен мемориал жертвам охоты на ведьм в Салеме, созданный Джеймсом Катлером.

ПОЧЕМУ? ГИПОТЕЗЫ И ВЕРСИИ

Со времен охоты на ведьм в Салеме прошло уже более 300 лет, но до сих пор нет единого мнения о том, что стало причиной этих событий - ни среди современников тех событий, ни среди современных ученых. Вопросов возникало много, и, кажется, главный из них: кто виноват? Сатана? Ведьмы? Девочки? Пуританское общество того времени? Истерия? Болезнь? Кто или что в ответе за трагедию в Салеме?

 Преподобный Коттон Матер сохранял убеждение, что салемские ведьмы действительно предались Сатане. Однако уже его современники преподобный Джон Хейл  и Роберт Калеф  подвергли позицию Матера жесткой критике, считая что произошла трагическая ошибка. Позднее Джордж Лайман Киттредж объяснял ситуацию в Салеме особенностями веры в ведьм в 17 веке.  Перри Миллер , Джон Демос, Кай Эриксон, Пол Бойер и Стивен Ниссенбаум (предпринимали попытки посмотреть на ситуацию более широко, учесть ситуацию, в которой началась охота на ведьм - политику, войну с индейцами, веру и убеждения пуритан. 

Еще в 1867 году Чарльз Апхэм выдвинул гипотезу о том, что "пострадавшие девочки" находились в сговоре и намеренно лгали. Его теория доминировала в течение достаточно длительного периода времени. Однако впоследствии стали считать, что девочки, как и ведьмы были жертвами в салемском процессе, поскольку страдали от истерии, связанной с особенностями пуританского воспитания детей (напр. Эрнест Колфилд). Линда Капорал полагала, что симптомы околдования, проявлявшиеся у девочек, были связаны с отравлением спорыньей в хлебе. Впрочем, ее диагноз активно оспаривался (см., например, Спанос, Николас и Готлиб, Джек)  Присутствовала даже феминистическая версия, согласно которой ведьмы рассматривались именно как феминистическая (и отчасти лесбийская (как и например, вампирши, см. "Кармилла") угроза в мужском мире XVII века.

Говоря о виновности ведьм, Чадвик Хансен, полагал, что хотя большинство обвиняемых были невиновны, некоторые обвиняемые женщины действительно практиковали колдовство. Так, наиболее вероятно, что Бриджет Бишоп действительно практиковала колдовство (в ее случае, два работника поклялись, что в стене ее дома они нашли кукол с воткнутыми в них булавками без головок)  Наверное, в том, о чем он говорит есть своя доля истины, но  Ведьме лично более симпатична позиция Ричарда Годбира, который писал о соотношении колдовства языческого и вредоносного (в глазах простого, скажем, фермера) и  колдовства дьяволического (в глазах пуританских церковников), и объяснял Салемскую трагедию, в том числе, противоречиями между вышеуказанными категориями, их смешением.
Что же на самом деле произошло в Салеме в 1692 году мы, наверное уже никогда не узнаем. Каждый сам решает кому и чему верить.

Источники:

http://www.law.umkc.edu/faculty/projects/ftrials/salem/SALEM.HTM

 Апхэм, Чарльз В. (Charles W. Upham, Salem Witchcraft (2 vols., Boston, 1867). Его теория Колфилд, Эрнест (Ernest Caulfield, Pediatric Aspects of the Salem Witchcraft Tragedy, American Journal of Diseases of Children, vol 65 (May 1943), pp. 788 - 802. Copyright 1943, American Medical Association). 

Бойер, Пол и Ниссенбаум, Стевен (Paul Boyer and Stephen Nissenbaum, Salem Posessed: the Social Origins of Witchcraft (Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1974)  

Годбир, Ричард (Richard Godbeer, The Devil's Dominion: Magic and Religion in Early New England. Cambridge University Press, 1992).

Демос, Джон (John Demos, Underlying Themes in the Witchcraft of Seventeenth-Century New England. American Historical Review LXXV (June 1970), pp. 1311 - 1326), 

Калеф, Роберт (Robert Calef, More Wonders of the Invisible World, reprinted in Narratives of the Witchcraft Cases, edited by G.L. Burr (New York, 1914), pp. 289 -  393) 

Капорал, Линда  (Linda R. Caporael, "Ergotism: The Satan Loosed in Salem?"  Science. vol. 192. (2 April, 1976), pp. 21-26. Copyright 1976 by the American Association for the Advancement of Science).

Карлсен, Кэрол (The Devil in the Shape of a woman: Witchcfart in Colonial New England by Carol F. Karlsen. Norton & Company Inc., 1987).

Киттредж, Джордж Лайман   ( George Lyman Kittredge, "Notes on Witchcraft", Proceedings of the American Antiquarian Society, vol. XVIII (April 1907), pp. 148 - 212). 

Линдер, Д. Судебные процессы Салемских ведьм: комментарий (The Witchcraft Trials in Salem: A Commentary  by Douglas Linder). Работа на английском языке представлена на вышеуказанном сайте.

Материалы салемского процесса против ведьм. Судебные протоколы в трех томах.  под ред. Пола Бойера и Стивена Ниссенбаума, Da Capo Press, Нью-Йорк, 1977. (The Salem Witchcraft Papers. Verbaitm Transcriptions of the Court Records In three Volumes. Edited by Paul Boyer and Stephen Nissenmaum. Da Capo Press: New York, 1977) 2003, Benjamin C. Ray and The Rector and Visitors of the University of Virginia )

Маппен, Марк, Ведьмы и историки. (Mappen, M. Witches & Historians: interpretations of Salem / ed. by Marc Mappern/ - 2nd. ed. Krieger Publishing Company, 1980. - 140 p.)

Матер, Коттон  (Cotton Mather, The Wonders of the Invisible World (London, 1862)

Миллер,  Перри (Perry Miller, The New England Mind: From Colony to Province (Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1953)

Спанос, Николас и Готлиб, Джек  ( Nicholas P. Spanos and Jack Gottlieb, "Ergotism and Salem Village Witch Trials", Science, vol. 194 (24 December 1976), pp. 1390 - 1394. Copyright 1976 by the American Association for the Advancement of Science).

 Хейл, Джон (John Hale, A Modest Inquiry into the Nature of Witchcraft, reprinted in Narratives of the Witchcraft Cases, edited by G.L. Burr (New York, 1914), pp. 399 - 432) и  

Эриксон, Кай Т.  (Kai T. Erikson. Wayward Puritans: A Study in the Sociology of Deviance. New York, 1966)

Хансен, Чадвик ( Chadwick Hansen, "Salem Witches and DeForest's Witching Times." Essex Institute Historical Collections, vol. 104 (April 1968), no. 2, pp. 87 - 108.)

Ведьма 2006

Не согласны с моим мнением о Салеме? Хотите что-то дополнить или поправить.   Пишите
Ведьма

Вернуться к Главной Ведьме

Rambler's Top100 HotLog Top Magya.ru - вся Магия Женский портал, женский каталог, все для женщин! Palantir