Rambler's Top100

ВЕДЬМА: ГЛАВНАЯ  ВЕДЬМИНА ШКАТУЛКА  ВЕДЬМИН КОТИК    ВЕДЬМИНА КУХНЯ   ВЕДЬМИНЫ ПАУЧКИ  ВЕДЬМИНЫ КАРТЫ  ВЕДЬМИН ЧУЛАНЧИК 
 ВЕДЬМИНА БИБЛИОТЕКА  ВЕДЬ МИН ПАТЕФОН    ВЕДЬМИНА ГАЛЕРЕЯ  ВЕДЬМИНЫ СОСЕДИ  ВЕДЬМИНЫ ТОВАРКИ ВЕДЬМИНА КРАСОТА ВЕДЬМИН СИНЕМАТОГРАФ 

ВЕДЬМЫ В ИСТОРИИ (И ИСТОРИИ О ВЕДЬМАХ)

В этом разделе Ведьма хотела бы написать о наиболее популярных историях, легендах и суевериях о ведьмах в различных культурах. 

Американская народная магия -
Американская народная магия штука преинтересная. И разнообразная. Например магия региона Озарк (практики которой в основном белые из отдаленных местностей, в которой активно используются библейские тексты и подручные средства (вроде масла для смазки церковного колокола). Есть и другие...  Обзор представлен в статье в переводе Dancing Witch

 Лесной человек - woodwose, тоже присутствует в фольклоре Британских островов и не только. Его изображения встречаются на средневековых гобеленах и в работах художников, в байках и быличках. На вид он огромен и звероват... кто же он?

ШИЛА-НА-ГИГ (Sheela-na-Gig) - ВЕСЕЛАЯ ШИЛА ... Это изображение женщины, демонстрирующей самое сокровенное часто встречается в Ирландии, в том числе в замках и ...на украшениях церквей. Кто-то считает, что это было предупреждение против греха похоти. Если и так, уж больно оно гм, графичное. Кто-то что это отголоски более ранних культов плодородия, кто-то, что это символ ворот в иной мир, кто-то, что обережный символ. Кто ж она такая, эта Шила-на-Гиг?

ЗЕЛЕНЫЙ ЧЕЛОВЕК и ЗЕЛЕНАЯ ЖЕНЩИНА - кто они такие. Изображение маски человека, покрытой листьями, либо с побегами, растущими изо рта, ушей и отовсюду часто попадается в архитектуре, особенно в Британии. Оно привлекательное и пугающее. Немного о нем узнать и довольно много посмотреть можно вот здесь.

  DANCE MACABRE, TOTTENTANZ, ПЛЯСКА СМЕРТИ
Пляска смерти (нем. Totentanz, англ. Dance of Death, фр. Dance macabre, итал. Danza macabra, исп. Danza de la muerte) - род аллегорической драмы или процессии, в которой главным корифеем являлась смерть и которая некогда представлялась в лицах и часто изображалась в картинах, гравюрах и скульптурных произведениях на Западе Европы.Тема смерти широко проникает и в иллюстрации первопечатных изданий - разного рода листовок, религиозно-дидактических сочинений, а также в произведения светской литературы: примером может служить гравюра "Imago mortis" с танцующими скелетами во "Всемирной хронике" Гартмана Шеделя. Смерть предстает здесь то как старуха с косой, проносящаяся над землей на перепончатых крыльях летучей мыши, то в виде мертвецов с остатками плоти на костях, то в виде скелетов. Триумфальные танцы скелетов, погоня мертвецов за людьми, нескончаемые хороводы, куда мертвые вовлекают живых, гримасничающие черепа кладбищенских оссуариев, леденящие кровь картины тления - таков неполный репертуар макарбических образов в искусстве второй половины XIV-XV столетий.
 

ЧЕРНЫЕ МАДОННЫ, САРА КАЛИ И МАРИ ДЕ ЛА МЕР - КУЛЬТЫ ЧЕРНОЙ БОГИНИ

СТРЕГА, АРАДИЯ, ДИАНА - ИТАЛЬЯНСКИЕ ВЕДЬМЫ И КУЛЬТЫ

восточнославянские   и украинские поверья о ведьмах Ведьмы Колхиды: Медея и грузинские ведьмы кундиания   японская ведьма - лисе Тамамо но Мае. Шаманство на Окинаве (Япония) 
Образ шабаша ведьм и его истоки (К. Гинсбург)

САЛЕМСКИЕ ВЕДЬМЫ: ОХОТА НА ВЕДЬМ 1692 ГОДА

БРИТАНИЯ ЖИВАЯ И МЕРТВАЯ:БАЙКИ ИЗ СКЛЕПА

марийские  поверья об овде 
и еще об овде
прибалтийские ведьмы раганы колдовские практики Исландии Что такое вуду?
истории с Востока: Лилит и ее дочери   Геката, Цирцея, греческие сивиллы
и еще о Гекате 
сейд - современный шаманизм Севера Баба Яга в волшебной сказке (отрывок из работы В.Я. Проппа)

ОВДА - МАРИЙСКИЕ ПРЕДАНИЯ О ВЕДЬМАХ

Посмотри на меня: Я овада. Я безумна и я мудра, я старуха и я девица, я живу, хотя я мертва. Мои волосы это ветер, мои глаза это ночь, в моем сердце нет крови, моя душа пуста. Не живая, но и не тленна. Я овада и песнь это слово мое, и слез не знают мои глаза. Крови требуют мои губы. Боли требуют мои пальцы. Мои волосы корни древа, мое платье ночная мгла. Я овада и я свободна, я овада и я раба (из финно-угорского эпоса)

Статья: Ведьма АННА

Картина: А. Новоселов "Овда"

Овда это имя известно в нашем регионе даже тем, кто и вовсе не знает ни одного слова на марийском. Жутковатым образом дряхлой и безжалостной старухи с детства пугают маленьких детишек впечатлительные мамаши и поныне, прикалывают булавочку с внутренней стороны одежды, чтобы отвела дурное слово или взгляд, и свистящим шепоточком полным ужаса уговаривают своих чад обходить стороной маленьких скрюченных старушек на улицах (по крайней мере - не смотреть им в глаза).
Еще в древности славянские племена, проживавшие бок о бок с предками современных мари, мордвы, коми, удмуртов, саамов, хантов, манси и, отчасти, чувашей (народ тюркской языковой группы на 2/3 имеющий финно-угорские традиции и обычаи), знали, что их соседи владеют загадочной силой природы: умеют приманить зверя, заговорить кровь, сварить приворотное зелье, ведают разные травы и корения. Чудь белоглазая - так называли поморы низкорослых и тонкокостных соседей, обладавших характерным светло-светло-серым (водянистым) цветом глаз и волос. Чудь - то есть чудесный, магический народ, а потому опасный, как все иное и непонятное. Да и в легендах и сказаниях самих мари есть повод для подобных страхов. 
Одним из самых ярких персонажей является Овда / Овада. Она чем-то сродни русской Бабе-Яге. В культурологической традиции это безумная старуха с пеной у рта, которая ночью несется нагой с развивающимися клочьями волосами и обвисшими грудями на дикой лошади, похищающая младенцев ради их крови и наводящая порчу на красных девиц и добрых молодцев. В более поздних народных поверьях - это одинокая старая женщина, живущая на окраине селения или в заброшенной деревне, чей возраст уходит в глубь веков (Когда моя бабушка еще была маленькой девочкой, Она уже была древней как мир - так сказал автору однажды известный марийский художник Иван Ямбердов про одну знакомую ему Овду из Килемарского района республики). 
Обычно Овда специализируется на наведении порчи и сглаза, но способна также извести нерожденный плод из чрева матери, сотворить любовный приворот либо отворот. К ней обращаются тайно, под покровом ночи, поскольку ее покровитель сам Керемет (марийский дьявол). Безусловно, она может и помочь при родах, врачевать, но природа ее знаний такова, что за каждое доброе дело она должна сделать три злых (Во как! Какой интересный баланс - вроде, как и не хочется, а нужно!). Денег она за свои злодеяния не берет, от подарков, конечно, не откажется, но, обращаясь к ней, человек закладывает собственную душу не больше и не меньше. 
Есть мнение, что Овда время от времени принимает облик прекрасной юной девушки, вызывающей в любом мужчине непреодолимое сексуальное влечение, но в самый ответственный момент, превращающейся в жуткую старуху, высасывающую из своего случайного любовника все соки и жизненную силу (вспомним девицу-огневицу или иначе огневку из Бажовских уральских сказов и вековые страхи мужчин растворится в ненасытной роковой женщине).
Считается, что Овда перед смертью должна обязательно передать свой ДАР (именно дар, а не что иное) и злую судьбу какой-либо женщине, а еще лучше невинной девочке, непременно взяв ее за руку. А знания и умения, мол, придут потом сами собой. Отходит Овда в мир иной тяжело, долго и страшно мучается, расплачивается за свои и чужие грехи и ведьмовство. Да и не умрет она до тех пор, пока либо не прикоснется к будущей наследнице, либо пока перепуганные соседи не выломают дыру в крыше ее дома, а иначе ее черная душа не покинет тело. 
До сих пор почти в каждой марийской деревне вам расскажут о том, где здесь живет местная Овда и даже покажут дорогу за умеренную плату. Наиболее добрые бабушки проживают в Сернурском и Килемарском районах края. Хотя давно известно, что любое колдовство, наведенное Овдой, - это палка о двух концах. Да, оно даст результат, но счастья от этого не будет: рожденный бесплодной женщиной ребенок вырастет наркоманом, вылеченный от рака человек умрет через год, например, под колесами поезда, а привороженный мужчина сопьется. Но некоторые все же считают, что цена того стоит. Бог им судья!

Комментарий Ведьмы: разговаривала с одной дамой, которая родилась в отдаленной марийской деревне. Она сказала, что бабушка ей рассказывала, что овда - лесной дух, ноги и руки у нее вывернуты наоборот по отношению к телу (т.е. пятками и локтями вперед. Овда - не человек. Все это интересным образом соотносится с работой Проппа).

И еще об овде...
теперь с точки зрения этнографии

Материал представлен К. Ситниковым. Это фрагмент его книги "Словарь марийской мифологии". Еще об этой книге, марийской мифологии и язычестве здесь
http://www.virginia.ru/mari-mythology/

ОВДА,  Г о выда, диал. овыча овда, овда калык народ Овда. Полумифический аборигенный народ, обитавший в эпоху раннего средневековья на территории между Волгой и Вяткой, занятой позднее марийцами (совпадение ареалов обитания народа одо удмурт и бытования преданий об Овде позволили Акцорину (1967) сделать вывод об их идентичности). Непривычный для мари образ жизни народа Овда способствовал его мифологизации, в результате чего он приобрел многие черты, характерные для нечистой силы. Так, Овда обитают в местах, традиционно связанных с нечистой силой (Овда самих часто называют нечистый, кереметь): в пещерах на возвышенности, под горой, в овраге, в старом дереве (ср. кереметь), под мельницей (ср. вд ия), в лесу (ср. таргылтыш). Иногда Овда ночуют под стогами, а утром всей семьей возвращаются в лес. Как нечистая сила, Овда боится осинового дыма. Женщины Овда имеют длинные растрепанные волосы, длинные груди, которые они перекидывают крест-накрест через плечи, повернутые назад ступни. Другими отличительными чертами Овды могут быть огромный рост, шерсть по всему телу, сердце, которое во время сна вынимается наружу через подмышку, и т.п. Некоторые, однако, считают, что Овда невидимы. Иногда Овда  великаны (поэтому их называют кугу калык большой народ, кужу е высокий человек, кужу чапан большестопый). Там, где Овда-великаны вытряхивают лапти, образуются курганы (например, Овда курык гора Овды). Овда способны съесть гору блинов, миску каши, выпить ведро кваса (ср. опкын). Иногда Овда имеют крылья (шулдыран айдеме-шамыч крылатые люди) или принимают облик птиц (кайык Овда Овда-птица). Овда устраивают свадьбы  Овда сан, во время которых (под утро) они с криками пролетают по небу (МФ 1991, 228). Чаще, однако, они устраивают свадьбы ночью, выбрав для этого чей-нибудь дом: в полночь они стучатся и просят разрешение провести свадьбу. В случае отказа проклинают хозяина или всю деревню (в результате человек умирает, деревня вымирает). На своих свадьбах Овда поют протяжные песни на непонятном языке, хотя вообще свободно говорят по-марийски. Овда живут семьями, заводят детей, иногда при трудных родах обращаются за помощью к повитухе, после чего щедро награждают ее. В одной быличке Овда кува не может разродиться, и ее муж, обернувшись человеком, приводит к ней повитуху, после чего предлагает ей золото (230). У Овды всегда много денег, они торгуют на базаре пушниной (их можно узнать по повернутым назад ступням) и щедро расплачиваются золотом или серебром за любую услугу. В другой быличке Овда заходят в лавку, чтобы выпить пива, и расплачиваются, не жалея денег. Устраивая свадьбу, Овда просят истопить баню, приготовить для них блины, квас, пиво, за что щедро вознаграждают. Овда любят ходить в баню всей семьей или гурьбой, они моются после мужчин, но до женщин, после чего оставляют в котлах золотые и серебряные монеты. Марийцы ходят в гости к Овде, роднятся с ними, мужчины-Овда сожительствуют с женщинами-марийками, но дети у них рождаются уродами. Иногда Овда крадут детей, подкладывая вместо них завернутые в пеленки чурбаны (ср. монча кува). Тем, кто им понравится, Овда помогают разбогатеть, способствуют охоте, чадородию. Если же им отказывают в какой‑либо услуге, не оставляют им угощение, наказывают их детей, они насылают проклятие на человека или целую деревню (проклятия Овды всегда связаны с уменьшением численности людей). В быличке мариец встречает в лесу сидящую на дереве голую (= дикую) девушку  Овда дыр девушка-Овда. Она предлагает ему взять ее в жены, иначе она проклянет его (236-237). Вообще, Овда видятся существами, стоящими на более низкой, по сравнению с человеком, ступени развития, их называют ир айдеме, ир е дикий человек, ир дырамаш дикая женщина. В другой быличке Овда дыр вредит марийцу-охотнику, выпуская зайцев из силков. Мариец ловит ее и намеревается застрелить из ружья (ср. вувер, Азырен), но она предлагает ему взять ее в жены. Благодаря сверхъестественной работоспособности Овды мариец быстро богатеет. Ложась отдыхать, Овда предупреждает мужа, чтобы он не подглядывал за ней. Мариец нарушает запрет и видит, что Овда спит, вынув сердце наружу через подмышку. После этого Овда умирает (227-228). Любимое развлечение Овды  катание на белых лошадях (чаще ночью, но иногда днем), которых они могут заездить до изнеможения. Поскольку ступни Овды повернуты назад, они скачут на лошадях, сидя спиной к голове (иногда говорят, что лошадь, на которой едет Овда, бежит задом-наперед). Лошадь, на которую вскочила Овду, невозможно изловить. Только намазав спину лошади живицей (смолой, дегтем), можно изловить Овду. Пойманную Овду обычно избивают или убивают. При этом она просит не оставлять ее детей сиротами. Если Овду отпускают, она может щедро отблагодарить (например, большой рыбой). Если убивают, перед смертью она проклинает человека, поймавшего ее, или всю его деревню. Иногда на лошадях катаются дети Овды, при этом они сидят по двое спина к спине. В быличке пойманные и наказанные марийцем дети Овды жалуются родителю, и тот проклинает деревню с тем, чтобы у ее жителей не рождались дети и она вымерла. Тогда мариец идет к старому дереву, где живут Овда, и поджигает его. Когда дерево сгорает, под ним обнаруживаются двенадцать черепов (228-229). В другой быличке мариец сжигает подземные жилища Овды, после чего на их месте образуется яма (овраг). Возле этого оврага Овда является пьяным в облике знакомого и сбивает их с пути. Только перекрестившись дважды, можно найти дорогу (233-234). Овда были хорошими солдатами, они помогали русским и всегда побеждали врага. После боя Овда вытряхивали из шинелей пули, называя их горохом (235).

В образе Овды прослеживаются черты различных мифологических существ: водяных (они живут в воде, ждут угощения от рыбаков, награждают большой рыбой), домовых (они любят щекотать людей, особенно женщин, доводя их до истерического смеха, который часто приводит к смерти). В быличке охотник находит в лесу плачущего в зыбке ребенка с серебряным рожком, приносит его домой и хорошо ухаживает за ним. Через некоторое время появляется его мать  Овда, забирает ребенка, а в благодарность оставляет во дворе большую рыбу (238-239). В свою очередь, Овда в облике женщины с волосами до пят и перекинутыми через плечо грудями является на плач ребенка, забытого в поле, укачивает его, успокаивая. Овда способны к перевоплощению. В быличке Овда в облике нищенки просит марийцев подвезти ее, но они проезжают мимо. Через некоторое время Овда догоняет их в облике мужчины в чугунном колпаке, подсаживается в их тарантас и просит возницу спеть. Когда в ответ просят спеть Овда, он свистит так, что гремит весь лес.

Иногда Овда рассматривается как главный дух зла, инициатор грехопадения и разобщения марийского народа. В старину он похищает по два-три человека от каждой семьи и уносит в иной мир, где учит их пить, курить, блудить. Вернувшись обратно, они обучают этому остальных. После этого бог оставляет марийцев и переселяется на небо. С тех пор марийцы селятся отдельными хуторами, жгут леса под посевы и разводят домашний скот (225-227). В этом мифе отражены исторические процессы, связанные с переходом от охотничества к земледелию и скотоводству. Таким образом, Овда выступает здесь как своего рода культурный антигерой. Встреча с Овдой вызывает несчастье (ср. таргылтыш), неудачу в охоте (вызванную, видимо, проклятием самой Овды). Иногда Овда предстает как существо с одной ногой (ср. пийнерешке), поэтому бегает зимой на одной лыже. Под мышками у Овды имеются отверстия, и человек, попавшийся Овде, может одолеть ее, сунув руки в эти отверстия. Лишив Овду силы, следует скрыться, ступая по следам Овды, чтобы она не могла выследить и догнать. Борясь с Овдой, следует быть осторожным, чтобы не пролить ни капли ее крови, поскольку каждая такая капля превращается в Овду. Некоторые верят, что Овдой становится некрещеный младенец, рожденный вне брака и умерщвленный или брошенный матерью. Обычно Овда живет в лесу, где можно слышать, как она хлопает в ладоши и смеется. Часто Овда выходит из леса, чтобы погреться на солнышке и расчесать волосы. Овда боится старинного черемисского пояса, поэтому перед походом в лес, чтобы обезопасить себя от Овды, надевают такой пояс. Кроме того, Овда боится собак, поэтому, идя в лес, берут с собой собаку. Овда может заманить человека в незнакомую чащу, зовя его по имени. Там она нападает на человека и щекочет его до смерти. Иногда Овда заставляет человека плясать до изнеможения (ср. монча ия). Овда пугает заночевавших в лесу людей резкими криками, собачьим завыванием, вороньим карканьем. Встреча с Овда повергает человека в такой ужас, что он может потерять дар речи на несколько дней. Иногда, наоборот, Овда пугается встречи с человеком и старается скорее скрыться. Иногда Овда живет в озере или стоге сена. Озерная Овда затаскивает в озеро мужчин (но не женщин), не разрешает ловить в озере рыбу. Овда, живущая в стоге сена, сердится, когда сено увозят, и насылает на деревню проклятье с тем, чтобы она никогда не увеличивалась. Овда часто устраивают свадьбы. Если человек, узнав, где проедет свадебный поезд, выставит на его пути угощение, Овда в благодарность оставляют монеты. Если же, зная о проезжающем свадебном поезде Овда, не выставить никакого угощения, Овда проклинают (Sebeok 1956, 86-87). Яга-баба  абда или обача может быть искаженное татар. [...] убыр, чуваш. вубур, малоросс. упырь, польск. upior; он у чуваш съедает луну (затмение луны) (Золотницкий 1877, 24). См. также Овыча, Ття.

Еще материалы, собранные К. Ситниковым здесь: www.kukarka.ru

См. для сравнения Пропп о Бабе-Яге

ВЕДЬМЫ НА ВОСТОКЕ

Статья: Ведьма АННА

Тут представлено несколько эссе о ведьмах на востоке. Сказочками их не назовешь. Добрыми тоже.

ЛИЛИТ  

мать всех демонов и ведьм.

Статья: Ведьма АННА

Иллюстрация: взята из ЖЖ Леди Мявы (Mjawa) 
(http://users.livejournal.com/_mjawa/)

  У каждого народа есть колдунья, которую они считают самой злой, безжалостной, чарующе прекрасной, так у евреев и арабов это Лейлах, в европейском озвучании ЛИЛИТ. Происхождение ее уходит в такие незапамятные времена сотворения мира, что даже говорить об этом страшно. Лилитами (именно во множественном числе) звали семитские народы всех инкубов и суккубов, способных соблазнять и убивать. А происходит слово от шумерского ЛИЛ (LIL), что значит ночь.

Еще в пятом тысячелетии до нашей эры на Ближнем Востоке, там, где текли могучих две реки Тигр и Ефрат (а климат был тропический и влажный, не то, что сейчас пустыни и пески) возникли первые города-государства Шумера и Аккада, и только позже Вавилон, Ассирия, Персия (что ныне территория Ирака, Ирана, Афганистана, Пакистана). Тогда наш мир был лишь на грани становленья, а потому магия была жива и процветала каждый день. Оттуда вышли боги и герои, злодеи и демоны, колдуньи и пророки, которые стали прародителями многих цивилизаций христианская оттуда же, друзья.

Предания о рождении первого человека Адама говорят, что он был вылеплен из глины, и Создатель сразу же сотворил ему жену Лилит. Она была прекрасна и строптива, во всем ему равна, а по уму еще и превосходила, что раздражало перво-человека. Они спорили и ругались, кто из них равнее. В конце концов, Лилит покинула Адама по своей воле или соблазненная змеем здесь существуют разночтенья, да и кто упомнит столько тысяч лет прошло. Возможно, это был типичнейший женский шантаж. Но Бог не стал долго думать и сотворил ему жену вторую Еву, конечно сделав ее из адамова ребра (клонирование вообще было модно в древнем мире, если верить разным мифам). Хотя существует мнение, что за ней в погоню все-таки послали трех ангелов, но Лилит вернуться отказалась. И тут некоторые источники тихо намекают на интереснейший поворот сюжета, что один из ангелов Самаэль сам взял ее в жены, что всех разгневало - и Бога, и Адама, вот потому и пришлось терзать ребро (Самаэль, конечно, тоже изгнан и позже превратился в само Зло).

Как бы там не было на самом деле, но Лилит питала неукротимую ненависть ко всем детям Евы и Адама. Ее считали убийцей младенцев, а также наводящей бесплодие. Причем, она детишек убивала и выпивала их кровь не просто из вредительства, а для того, чтобы на их место подложить своих, как правило, дочерей, рожденных от обычного мужчины (сюжет подмены дочери встречается и в русских сказаниях Бажова о Хозяйке каменной горы). Вот потому Лилит мать всех ведьм (чит. Анатоля Франса Дочь Лилит), а сыновья становились демонами.

Каким был облик первой жены Адама известно мало красива вот и все, он быстро стал изменчив: кому-то нравятся блондинки, а кому-то брюнетки, кому-то юные, а кому-то зрелые женщины, а для особо извращенных она могла предстать и юношей-подростком. Потому мужчинам рекомендовалось не вступать в случайные интимные знакомства и не спать одним. Противостоять соблазну может лишь святой. Вот внешность дочерей известна лучше. Считается, что от матери им досталась мраморно белая кожа, огромные глаза, а также дар слова. Многие поэтессы, от Царицы Савской до Цветаевой Марины, считали себя происходящими от самой Лилит (чит. М.Цветаева Попытка ревности).

Лилит, конечно же, бессмертна. Она опасный демон. Защититься от нее и в стародавние времена было практически невозможно: нужно было знать все ее сорок имен и еще имена трех ангелов, чтобы сделать качественный амулет и то не факт, что поможет. Креста в церкви и полумесяца в мечети ни она, ни ее дочери не боятся (а чего их боятся, таких религий и не было в помине, когда она на свете появилась). В средневековой каббалистической литературе и у более современных авторов прекрасная, неземная Лилит и ее дочери противопоставлялись простой, обыденной Еве и ее детям. Хотя другие авторы утверждают, что за давностью времен Лилит просто рассыпалась в прах. Что ж, мужчины, надейтесь, что это так.

Надиля дочь Лилит.

  Статья: Ведьма АННА

О дочерях Лилит известно очень мало. Они свое происхождение сами могли не знать, поскольку их воспитывали обычные женщины и считали своими кровными родными детьми. Но об одной известно достоверно из арабских сказок и легенд.

В Багдаде веке примерно в десятом жил один бедный ученый, вроде бы астроном. Жена его погибла в родах, младенец, казалось, тоже умер, но потом чудесным образом ожил. Дочь мудрец назвал Надилей, она была красива и питала склонность к наукам. Чуть позже, когда ей исполнилось пятнадцать лет, ее увидел один богатый и влиятельный купец. Страсть вспыхнула в нем мгновенно. Он возжелал ее немедленно взять в жены, причем изгнав всех женщин остальных. В мечети их женили, чин по чину, и стали они жить и поживать.

Но с годами муж стал замечать, что его прекрасная Надиля все чаще спит днями, стала вялой, но расцветает ночью, становится все только красивей и дарит восхитительные ласки, а из еды ничего не ест. Вот жил бы себе мужик и радовался жизни, так нет же, стал жену подозревать (возможно, просто становился импотентом, и стало трудно спать с родной женой). Однажды после утомительной и страстной ночи, он нашел в себе силы не уснуть без задних ног, а проследить, что его Надиля тихонько встала, оделась и ушла, а под утро вернулась и легла обратно к мужу. Ревность воцарилась в его сердце. И мука предала ревнивцу сил. Он как-то тихонечко за ней прокрался, думая застать ее с другим. Но сам от ужаса замер, когда увидел, что Надиля пришла в склеп и стала там ненасытно вкушать мясо мертвецов.

Мужик от горя сбрендил. И днем держался из последней мочи. В какой-то миг, он ей предложил отведать с ним еды. Жена улыбнулась и вежливо отказалась, тогда муж спросил, что, может, стоит ей подать человеческое мясо. Прекрасная Надиля побледнела, хотя и без того была бела, а потом бросилась мужчине в ноги. Но муж ее бесстыдно заколол. И тут же побежал к ее отцу. Ученый признался, что его дочь еще в детстве вместо развлечений предпочитала за книгами сидеть и даже изучала Каббалу. Тогда они вместе ее в саду похоронили.

Но не тут-то было. Ночью к убийце явился дух его жены с кровавой раной на боку от мужниной руки. Надиля сказала, что она его любила, а потому убивать не станет, но будет пить кровь других людей. И так три ночи. На четвертый день мужик снова побежал к отцу покойной. Они вскрыли могилу, но тело бесследно исчезло. Тогда они посовещались и решили, что Надиля была дочерью самой Лилит. С тех пор она стала женщиной-вампиром. Ее так и не смогли поймать и уничтожить. Тут сказочке конец.

По-моему, очень грустная история о женской любви и мужском шовинизме. Интересно, что легенды о вампирах существуют у всех народов. Странно это, странно

http://www.latein-pagina.de/ovid/
pic_ovid_7/medea8.jpg

       ВЕДЬМЫ ГРУЗИИ: МЕДЕЯ И КУНДИАНИ

Статья: Ведьма АННА

Медея и кундиани (грузинские ведьмы).

Грузия одно из самых древних из сохранившихся поныне государств, еще с античных времен считается страной, в которой рождаются прекрасные и опасные ведьмы - кундиани (ударение на А), которые могут принимать любой облик и заколдовывать людей, преимущественно мужчин.

Грузинские девушки, тонкие станом, большеглазые и изящные являлись желанной добычей для владельцев многочисленных гаремов Азии. Они обладали колдовской силой покорения мужей, а учились этому искусству от своих матерей и бабок. Но за это умение их постигала неизбежная кара, очень быстро они превращались в уродливых и горбатых старух, их зубы вырастали в клыки, груди отвисали до земли, и длинные гладко-черные волосы уже не могли скрыть такого позора. Кундиани жили в темных пещерах, становились злобны и мстительны, ездили на кошке, петухе, волке. Их особым даром, отличающим от ведьм других народов, являлось умение летать и мгновенно перемещаться с помощью любых предметов домашнего обихода, таких как кувшин, чан, метла и т.п. Одной из самых известных колдуний в древней Грузии была царица Медея, ставшая героиней многочисленных греческих и римских мифов и легенд.

В античной мифологии Медея известна как темная волшебница, дочь царя Грузии (Колхиды) Ээта и океаниды Идии, по другой версии ее матерью была сама Геката греческая Лилит. Когда аргонавты во главе с Ясоном прибыли в древнюю и загадочную страну Колхиду, то покровительствовавшие им боги внушили Медее страстную любовь к Ясону. В то время она была еще юной, но уже могущественной и опасной ведьмой. Целью царевича было Золотое Руно бесценный и могущественный символ власти грузинских царей (к слову, в горных областях Сванетии старатели до сих пор добывают драгоценный металл, опустив шкуру тонкорунного барана в золотоносные горные ручьи, и тяжелый золотой песок становится добычей людей). Медея с помощью знаний ведьмы помогла Ясону овладеть сокровищем, а потом бежала вместе с любовником из Колхиды. Чтобы задержать преследователей, посланных ее отцом, она убила своего малолетнего брата, а затем разбросала куски его тела по морю, понимая, что пораженный горем Ээт прекратит погоню, чтобы собрать части тела сына.

Медея стала в Греции символом жестокой и коварной чужеземки, обладавшей колдовским даром, а потому опасной. Она страстно любила своего мужа Ясона и не гнушалась никакими методами, чтобы погубить его врагов. Например, одним из самых популярных сюжетов в античной литературе стала месть Медеи узурпатору Пелию, убившему отца и брата Ясона. Колдунья убедила дочерей Пелия, что дряхлого отца можно омолодить. Чтобы те поверили ей, она разрубила барана, сварила его в котле, а потом превратила в ягненка. Дочери Пелия согласились, своими руками убили отца и бросили куски тела в котел, но жестокосердная Медея отказалась его воскрешать.

С течением лет Ясон все больше стал бояться могущественной жены и задумал взять в свой дом другую женщину. Медея, проклиная неблагодарного мужа, решила страшно отомстить ему. Она послала сопернице пропитанный ядом прекрасный пеплос (одеяние), якобы в знак дружбы и смирения с поражением. Та надела его и сгорела заживо вместе со своим отцом, пытавшимся спасти дочь. В довершении злодеяния Медея убила собственных сыновей, рожденных от Ясона и покинула дом мужа (по другой версии их убили жители города, таким образом, отомстив колдунье).

После побега Медея появилась в Афинах и легко покорила сердце правителя Эгея, став его женой и родив от него сына Меда. Когда в Афины возвратился неузнанный отцом наследник Эгея герой Тесей, то колдунья убедила мужа погубить пришельца, боясь, что ее собственный сын потеряет право на трон. Но Эгей узнал сына Тесея, раскрыл коварство Медеи и изгнал ее из Афин.

После этого Медея вернулась в родную Колхиду, где к тому времени ее отец Ээт был свергнут братом Персом (ну и нравы были в той семейке!). Ее темное искусство практически достигло совершенства. Медея легко убила дядю-узурпатора и вернула власть отцу, а после царем Колхиды стал ее сын Мед, впоследствии завоевав значительную часть Азии с помощью колдовского таланта матери.

Дар колдуньи покорять мужчин заслуживает отдельного упоминания. Даже просто образ Медеи был магически притягателен для поэтов, писателей, драматургов, художников, композиторов со времен Древней Греции до наших дней. Она героиня произведений Пиндара, Еврипида, Сенеки, П.Веронезе, Э.Делакруа, П.Корнеля, Ф.В. Готтера, Ф.М.Клингера, Дж.Б.Никколини, Ж.Ануя, Ф.Чокера и многих других творцов. Ее ненавидели и любили, опасались и восхищались. Не случайно, Медея была в конечном итоге перенесена на Остров Блаженных, где стала женой другого неоднозначного героя греческой мифологии Ахилла (чит. Гомера Илиада или смотреть фильм Троя 2005 г. каждому свое).

ГЕКАТА богиня ночи, мрака, колдовства.

  Статья: Ведьма АННА

 

Геката в Древней Греции была особенной богиней, ее считали покровительницей мрака, ночных кошмаров и чародейства. Не случайно сами греки ей поклонялись как бы тайком от самих себя. Она была хтонической богиней, доставшейся в наследство от войны богов - доолимпийского периода в культуре греков (до победы и вознесения Зевса на гору Олимп). Но власть ее была настолько подавляющей, что она вошла в новый пантеон, и греки знали, что она вечная как ночь.

По мифам Геката дочь титана Перса (что наряду с другими деталями выдает ее восточное происхождение), а в ее имени есть древний женский корень Ге (сравните Гея, Гера и Геката). Любвеобильный Зевс дал ей в удел власть над судьбой земли и моря, а Посейдон великую силу. Геката была трехликой, то есть имела три ипостаси (как Морена у славян).
Дневной лик Гекаты:
покровительница охоты, пастушества, юношества, общественных занятий, таких как собрания, состязания, судебные прения и военные достижения. Борьба ради борьбы. Здесь она представала как женщина среднего возраста, опытная и мудрая советчица людей (Морена, Марья искусстница).
Ночной лик Гекаты:
покровительница мрака, ночи, кошмаров, мести, разврата и колдовства. Прекрасен и устрашающ облик, змеи в волосах. Она охотница (как и дева Артемида сестра Аполлона и воительница), но ее охота мрачная, ночная, и свора ее гончих псов бежит среди могил и призраков. Именно в этой своей ипостаси она помогала Медее в приготовлении зелий. Ей молились отвергнутые влюбленные и убийцы. Она внушала, как готовить отвары для приворотов и яды (Марья развратница)
Третий лик Гекаты:
небесная, Урания Геката - неодолимая духовная любовь. Она юна и красива той небесной красотой, что не вызывает плотских желаний, а только преклоненье и восторг. В этом облике Геката помогает философам, ученым, выводит души людей из Царства мертвых к свету и любви (Марья аскетка).
Считалась, что Геката покровительница всех гетер: специально обучаемых в греческой культуре женщин-подруг (прошу не путать с банальными проститутками читать Таис Афинская И.Ефремова), в отличие от женщин-жен, которым покровительствовала Гера.
В образе Гекаты чувствуется переплетение представлений протоарийских народов, связывающих два мира: живых и мертвых (явь и навь славян). Она и мрак, и свет одновременно. Изображения ставились на перекрестке трех дорог. В Римский период Гекату называли Тривией (трехликой). Бывали храмы и в честь лишь одной из ипостасей Гекаты, поскольку трудно обычному человеку осознать триединство любого бога вообще (чит Мой Рагнарек М.Фрая).

СИВИЛЛЫ - ВЕДЬМЫ - ПРОРОЧИЦЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Статья: Ведьма АННА

В Древней Греции и в Древнем Риме знали, что женщины, наделенные поэтическим даром, являются ясновидящими (пифии). Самые ранние легенды о Сивиллах (сибиллах) позволяют исследователям говорить о восточных корнях самого слова и тех особых знаний, которыми обладали пророчицы. Мало иметь талант нужно еще его и развивать, а лучше всего это делать в центрах мудрости, расположенных в Азии и в Египте.

По легендам первой Сивиллой, чье имя стало нарицательным для остальных ясновидящих женщин, была троянка (знаменитая Троя город в Малой Азии на территории современной Турции), дочь верховного бога Зевса и Ламии. По другим мифам первая Сивилла носила имя Герофила (возлюбленная Герой супругой Зевса), и являлась дочерью богини от смертного мужчины, ее история тесно связана с Аполлоном (покровитель искусств, животноводства, охоты, ясновидцев). Аполлон страстно влюбился в прекрасную и мудрую Сивиллу, которая много путешествовала по всему Средиземноморью и Востоку. Тогда умная девушка (по совету своей наставницы Геры) попросила у влюбленного в нее бога дар прорицания и долголетие, но позабыла попросить вечную молодость, поэтому с течением столетий она превратилась в дряхлую старушку и стала настоящей ведьмой. Однако Аполлон не бросил бывшую возлюбленную, а поселил ее в своем главном храме в Дельфах, который стал постепенно центром предсказаний. Именно в Дельфах шло обучение будущих пророчиц. Дельфийская Сивилла считалась главной, но известны были также персидская, халдейская, египетская и палестинская сивиллы.

Тем не менее, многие античные авторы писали, что прорицания Сивилл не были связаны с определенным оракулом или местностью. Сивиллы могли путешествовать, обучаться у мудрецов других народов и культур. Они ведали травы и готовили особый отвар, пары которого вводили их в трансовое состояние. Будучи в трансе, пророчицы изрекали предсказания в стихотворной форме. Считалось, что Сивилла могла предсказать не только ближайшее будущее человека, но и на тысячу и даже две тысячи лет вперед: извержение Везувия, место битвы, положившей конец независимости Греции и т.д.

Впоследствии предсказания Сивилл были записаны на пальмовых листах и составили девять томов сивиллины книги. Во времена Римской империи Дельфийская Сивилла пришла к императору Тарквинию Приску и предложила купить у нее эти книги, а когда властитель отказался она сожгла три первых тома; затем она повторила предложение и, снова получив отказ, сожгла еще три книги. Авгуры, жрецы-предсказатели римлян, убедили императора купить три уцелевшие книги пророчеств. Известно, что император Август в 83 г до н.э. добавил к ним предсказания других сивилл (иудейских). Сивиллины книги считались тайными и хранились особой жреческой коллегией в храме Юпитера Капитолийского, ими пользовались вплоть до 5 века. После падения Римской Империи их следы затерялись в истории, хотя некоторые ученые уверяют, что они поныне хранятся в Ватикане.

ЦИРЦЕЯ греческая колдунья с острова Эя.

Статья: Ведьма АННА

Цирцея (Кирка) это имя стало нарицательным для обозначения чарующе-привлекательной и коварной женщины еще со времен античности. По легендам Цирцея была дочерью бога Солнца Гелиоса и нимфы Персииды (внучка титана Перса и, соответственно, племянница Гекаты), которая обитала на острове Эя в Адриатическом море. Она считалась могущественной ведьмой, которая была весьма неравнодушна к представителям мужского пола.
Главной особенностью Цирцеи было умение с помощью волшебного пения заманивать проплывающих мимо моряков и превращать в различных животных с помощью заклинаний. Кто-то называл ее злобной мужененавистницей, но были и такие, кто объяснял подобные злодеяния иным образом.
По одному из мифов Цирцея, которая считала, что все двуногие в штанах должны принадлежать лишь ей, превратила в страшное чудовище очаровательную нимфу Сциллу (Скилу), чтобы устранить соперницу ради ее привлекательного жениха пастуха, которого возжелала колдунья. С тех пор Сцилла в виде жуткого монстра жила у берегов острова и пожирала моряков, даже корабли не выплевывая. Однако матерью Сциллы была сама Геката, и она отомстила своей племяннице, наложив на нее проклятие, что любой мужчина, проведший с колдуньей ночь, превращается в животное в соответствии со своей природной склонностью: кто-то в свинью, кто-то в мартышку, а кто-то в лягушку и т.п.
В Одиссее Гомера образ колдуньи описан достаточно ярко. Посейдон, мстя Одиссею (Улиссу) и мешая возвращению домой, приводит его корабль к берегам острова, где обитала волшебница. Она превратила в свиней членов команды царя Итаки, но хитроумный Одиссей сумел избежать этой участи, поскольку в нем самом была кровь бога Гермеса. По другой версии бог плутов, воровства и мудрости Гермес вооружил любимого внука чудодейственным корнем моли, предотвращающим действие любой женской магии (хм! интересный такой корешок). Но, так или иначе, а Одиссею пришлось провести в гостях у колдуньи от одного до трех лет по разным вариантам легенды. Благодарная Цирцея научила Одиссея разным колдовским премудростям, снарядила его в экспедицию в Царство мертвых для встречи с покойным прорицателем, что в конечном итоге помогло его возвращению домой к жене, а также родила от героя несколько детей.
Образ Цирцеи и поныне вдохновляет творческих людей всех мастей: поэтов, писателей, музыкантов, художников, драматургов, и является магически привлекательным для мужчин (но забавнее всего характер колдуньи описан в коротком рассказе Р.Желязны Проблема Цирцеи). По легендам на Острове Блаженных, таком специальном рае для ушедших в небытие греческих богов и героев, Цирцея в конечном итоге соединилась с единственным достойным ее мужчиной Одиссеем.

    РАГАНЫ  - ВЕДЬМЫ ПРИБАЛТИКИ

Статья: Ведьма АННА

В латышской и литовской культурной традиции образ ведьмы во многом перекликается с аналогичным из славянских мифов. Слово Рагана (ударение на первый слог) образовано от глагола со значением видеть, оно имеет ту же внутреннюю форму, что и русское ведать, видеть, знать. Ведьма в народных поверьях один из самых популярных персонажей. Ее в зависимости от обстоятельств называют то колдунья, то знахарка, то чаровница. По мнению многих литовцев и латышей Рагана принадлежит к категории так называемых необычных людей, то есть обладает сверхъестественными способностями. Чаще всего Рагана это пожилая женщина, реже молодая девушка, но по внешнему благообразному виду ее никак не отличишь от обычного человека.
Очень показателен в этом отношении сказ об одном крестьянине, который жил себе - поживал, была у него красавица-жена и умница-дочь. Однажды добрый труженик пахал себе в поле, а его маленькая дочка принесла папе еду. В это время по морю плыл корабль, дочка заскучала и спросила папу, мол, хочешь, сейчас кораблик перевернется. Отец удивился, с чего бы ему переворачиваться?! Дочка взяла пустую крынку, стала ее гонять по близлежайшей луже и что-то пришептывать, а потом взяла и перевернула корабль в море тут же пошел ко дну. Ошеломленный отец спросил, откуда дочка научилась такому, на что юная ведьмочка ответила, что ее обучают мама и бабушка. Офонаревший мужик домой уже не вернулся, а пошел скитаться по свету и рассказывал эту историю разным людям.
Обращает на себя внимание тот факт, что многие литовские и латышские мужчины до сих пор уверены, что их жены, матери, дочери и сестры могут в любой момент проявить способности Раганы, а потому побаиваются их. Будничная, обыденная магия куда, мол, от нее денешься.
Одна из основных особенностей Раганы, отличающая ее от ведьм других народов, это способность перевоплощаться в великое множество животных, чаще всего в кошку, свинью, собаку, козу, лошадь, рыбу (особенно в щуку), в змею, в ящерицу, в практически любую птицу (от вороны до куропатки, от курицы до ласточки) и даже в червя. Конечно, ее покровитель черт. Рагана в воде не тонет (если только ей не привязать какой-нибудь железный предмет, а лучше молот так надежней!) и в огне не горит, а потому топить ее и сжигать бессмысленно и глупо.

В литовским сказаниях упоминается о специальной школе для Раган, существовавшей то ли в Германии, то ли в древнем Киеве, а может быть и там и тут (ну, чем не местный Хогвартс по гендерному признаку для женщин!). Обучившаяся Рагана способна и навредить и исцелить, а в целом, живет себе нормальной женской жизнью: выходит замуж и растит детей. Лишь два раза в год в самую короткую и в самую длинную ночь слетаются Раганы куда-то под Киев, где кутят и похваляются друг перед другом, а под утро обратно домой пора доить коров и будить мужа на работу.

Знаете что-то интересное о роли ведьмы в различных культурах? Имеете леденящий душу опыт встречи с ведьмой? Пишите
Ведьма


Вернуться к Главной Ведьме

Rambler's Top100 HotLog Top Magya.ru - вся Магия Женский портал, женский каталог, все для женщин! Palantir