Rambler's Top100

ВЕДЬМА: ГЛАВНАЯ  ВЕДЬМИНА ШКАТУЛКА  ВЕДЬМИН КОТИК    ВЕДЬМИНА КУХНЯ   ВЕДЬМИНЫ ПАУЧКИ  ВЕДЬМИНЫ КАРТЫ  ВЕДЬМИН ЧУЛАНЧИК 
 ВЕДЬМИНА БИБЛИОТЕКА  ВЕДЬ МИН ПАТЕФОН    ВЕДЬМИНА ГАЛЕРЕЯ  ВЕДЬМИНЫ СОСЕДИ  ВЕДЬМИНЫ ТОВАРКИ ВЕДЬМИНА КРАСОТА ВЕДЬМИН СИНЕМАТОГРАФ 

 

ЗЕЛЕНЫЙ ЧЕЛОВЕК и ЗЕЛЕНАЯ ЖЕНЩИНА - КТО ОНИ ТАКИЕ?

 Данный материал является полу-авторским. Ведьма.
За материалы благодарность Dancing Witch
В заглавии карты из колоды WildWood Tarot, есть работы Brian Froud и других художников
Значительное количество исторических иллюстраций взято из Википедии
Новую статью представила Shellir.

НОВОЕ: Статья Шеллир о Зеленом человеке и новые авторские работы. :-)

 

Любой кто начинает искать информацию о Зеленом Человеке (Green Man) как правило натыкается на следующий абзац - в Википедии и далее везде "Грин мэн (Green Man, зеленый человек) является скульптурой или рисунком - лицом в окружении листвы или созданное из листьев. Стебли или лозы могут прорастать в нос, рот, ноздри или другие части лица, и эти побеги могут нести цветы и фрукты. Гринмен часто используется как декоративный архитектурный орнамент. Зеленый человек часто встречающиеся в резьбе в церквях и других зданиях (как светских, так и церковных). Термин "Green man" был придуман Леди Реглан, в своей статье 1939 "Green man в церковной архитектуре".  Еще его называют "Jack in the Green" - Джек в зелени.

Он может быть весь покрыт листьями. Иногда листья и побеги прорастают из его рта, иногда отовсюду.

Он может быть навершием колонны - как вот здесь в одной из английских церквей.

 

 Это странно волнующий образ - сочетание человеческого (животного) и растительного в одном лице. Кто же он такой - этот зеленый человек?  Воплощение мечты человека о сочетании в одном двух миров - растительного и животного, страшная сказка, символ природы и роста - возрождения, древний бог или кто-то еще? Все это и еще чуть-чуть. 

Например The Encyclopedia of witches and witchcraft гласит, что в На Британских островах и в Европе языческое божество лесов, как правило, представляли в виде рогатого человека, выглядывающего из листвы, обычно священного дуба. Зеленый Человек, которого также называли "Зеленый Джек", "Джек-в-Зеленом" и "Зеленый Джордж", представлял духов деревьев, растений и листвы. Он был наделен силой проливать дождь и обеспечивать домашний скот обильными травами. Его изображение в средние века встречалось даже на церковных украшениях. В весенних языческих ритуалах Зеленого Джорджа, как его обычно называли тогда, представляет молодой парень, одетый с головы до ног в зеленое; он ведет праздничную процессию. На некоторых празднествах Зеленого Джорджа или его изображение мочат в реке или пруду, чтобы поля и луга зазеленели. Как лесное божество, Зеленый Человек общается с лесными феями (зеленое цвет фей и эльфов). В некоторых местах на Британских островах фей называют "Зеленоватыми" или "Зелеными курточками". "Зеленые дети" это миф о двух детях-эльфах, брате и сестре, кожа у которых зеленая и которые заявляют, что они принадлежат к племени с зеленой кожей. 

Первое известное кельтское изображение Зеленого человека относится к V в. до н. э.

С тех пор их стало много. 

(1)

Например широко известно вот это изображение, схожее с листом акантуса на церкви в Бамберге (1)

Например вспомним рисунки Виллара де Оннекура.

Тут наверное стоит вспомнить истории о местном населении Британии, пиктах, людях болот, ушедшем или уничтоженном народе, отличавшемся невысоким ростом и любовью к зеленом цвету И о друидах....

Можно ли найти общее между Зеленым человеком и Богом - охотником Британии Cernunnos  - можно... Хотя один из них - воплощение зеленого мира, а другой - охоты. 

 А с Робином Добрым Малым (Robin Goodfellow, Robin Good :-), Джоном Ячменное зерно. Можно ли вспомнить другие божества возрождения - можно. А можно ли вспомнить Зеленого рыцаря (Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь) - почему нет? А Пана? И тогда уж Озириса и Таммуза - можно.

Еще мне почему-то вспоминается Арчимбольдо и его портреты из зелени и трав, из разного и всякого. Например такие:

Насколько он связан с фигурами христианских верований - не очень. Хотя его изображение попадается на церквях в Европе. Но там например и Шила-на-Гиг попадется.

 

Если вы думаете, что Зеленого человека забыли сейчас, то вы ошибаетесь. 

Так это он танцует во время празднования первых майских дней (еще известных как Бельтайн) на фестивале в Эдинбурге. Это именно его выбрали своим символом европейские "зеленые" для своих маршей.

Проходят и фестивали, посвященные ему. И поименованные в честь него - например Green man festival.
Образ человека - дерева вдохновляет художников (работа Ирины Агафоновой  "Любовники").

Ну и украшения всякие, как без них. Например Kim Craftsmen сделали вот такое кольцо.


А вот эти медальоны с Зеленым Человеком работы Татьяны Sirickss.

Или маски. 

Ну и естественно разные там открытки и прочие.

 

 

В литературе он тоже присутствует. Например в романе Кинсли Эмиса "Лесовик" :-)

Как видите - Зеленый человек вполне жив и веселится. 

Eсть и женский вариант - Зеленая женщина. Она чуть менее известна и изображений ее меньше, но она прекрасна, разве нет?

Эти изображения авторства Brian Froud для его оракулов "Faery Oracle и Heart of Faery.

Иногда встречаются образы кошек, демонов и иных тварей в той же технике. 
Попадаются и изображения черепов на могильных камнях.


 "Л

Ведьма 2011

ЗЕЛЕНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Статья Shellir (c) 2014.
 

 

Зелёный человек, Джек-в-Зелени таинственный персонаж британского фольклора, чьи образы мы находим как запечатленными в легендах и сказках, так и вырезанными в камне на стенах церквей и других зданий: человек, изо рта (а иногда и из ноздрей, щек, углов глаз) которого прорастают листья.
Чаще всего сейчас Зелёного Человека связывают с образом Jack-o-Green, персонажа карнавалов и шествий Майского дня, который входил в свиту Майских Короля и Королевы, наряду с Лордом Беспорядка, Hobby-horse, Шутом и другими весёлыми личностями. Он был полностью обряжен в зелень, так что были видны только глаза и губы, и больше всего походил на быстро перемещающийся, веселящийся, пьянствующий, резвящийся и отпускающий непристойные шутки куст.
Но вообще Зелёный человек персонаж куда более древний, чем, скажем, церковная архитектура, да и образ его встречается не только на территории Британских островов, но и в других частях Европы. Он дух леса и всего того, что растет. Он тот, кто прячется в зелени и смотрит на нас из листвы. Он воплощение границы между миром растений и миром людей, но в то же время и тот, кто соединяет эти миры воедино. Весной, когда природа просыпается, когда по стволам деревьев движется сок, когда лопаются почки, выстреливая молодыми листочками, - просыпается и Зелёный человек, воплощая в себе начало зелёной части года и всю силу растительного мира.
Праздники в честь Зелёного Человека в христианский период слились с праздниками Святого Георгия (23 апреля/6 мая), эти дни в народе стали называть Зелёным Джорджем (Егорием, Ежи etc.), и появление Зелёного Святого, несущего жизнь и здоровье, приветствовалось ветвями со свежими листьями чаще всего ему посвящали ивовые побеги, а в других местах ежевику и вербу, из которых сплетали венки и гирлянды, чтобы украсить свою одежду, дома, сосуды для воды и молока, но связан он и с другими растениями с плющом и виноградом, остролистом и тисом, дубом и терном. Считалось, что приходя, он наделяет людей и животных той же неудержимой силой, которая заставляет растения в это время бурно идти в рост, на некоторое время стирая границу между силами растений и силами существ из плоти и крови. В других местах он выступает как воин, ежегодно сражающийся и ежегодно же побеждающий зимнего персонажа (это отсылает нас к кельтскому мотиву вечного сражения двух королей зимнего и летнего, и к более позднему образу Зелёного Рыцаря из артурианских легенд). Сохранились и обряды, где Зелёного человека, Лесного короля, и его спутницу, Черную Королеву убивают в конце майских торжеств, тут может быть два варианта понимания обычая: либо в жертву приносится его человеческая часть чтобы его растительная сила могла беспрепятственно разлиться по миру и раствориться в нём, либо именно в этом торжестве принимает участие не Летний Зелёный человек, а Зимний (эту версию подтверждает и то, что его спутница называется Черной это обычно относится к существам тёмной половины года). Кстати, существует и образная и смысловая связь между Зелёным человеком и мёртвой головой, поросшей зеленью то, что было живым, даст силу растениям, которые, в свою очередь, напитают живых.
Кроме человеческой формы Зелёного, сохранились и мотивы, где он выступает не человеком, а зверем, из которого прорастают листья. Животные эти как правило либо священны для данной местности, либо обладают общепризнанной силой сохранились изображения прорастающих листьями вепрей и львов, быков, волков и драконов, сохранилось и изображение оленеголового рогатого человека, увитого зеленью. Тут можно усмотреть связь с тем, что Зеленый Человек один из ликов лесного божества, покровительствующего жизни вообще и животным в частности, - Рогатого Бога.

Как одно из лесных существ, Зелёный человек это оживший лес, все тени, мелькающие среди стволов, все лица, читающиеся в коре, взгляды из густой листвы, шорох и шаги за сплетением ветвей, все существа, таящиеся в чаще. Кроме Зелёного Человека существует и множество других, принадлежащих лесу, образов: наши лешие, лесные хозяева и другие лесные духи, греческие дриады, средневековый Дикий человек (Woodwose), соединяющий мир людей с миром животных, так же как Зелёный соединяет людей с растительным миром. Еще один образ - Дикий Пастух, лесное божество, берегущее как свои, дикие стада, так и принадлежащие людям. Тут нет противоречия: у кельтов, например, стада свиней не были полностью одомашнены, и паслись в лесах, куда их и сопровождал пастух, проводящий в лесах вместе с животными все зелёное время, всю светлую половину года, добывая себе пропитание самостоятельно. Такие пастухи, даже вполне человеческого происхождения, стояли несколько за пределами человеческого общества (также, например, как скитающиеся в лесах безумцы-гельт), и их образы нередко сливались с образами волшебных, потусторонних существ, причем иногда их воспринимали как мудрых отшельников, а иногда как зловещих колдунов.
В Германии образ лесного человека также превратился в пугающий: Рупрехт Нахт (Ночной Рупрехт), существо из веток, палок и листьев, жил в тёмном лесу и крал стариков и младенцев себе на обед, другой германский же лесной персонаж, Питер Шварц (Чёрный Питер) воровал молодых девиц. Впрочем, их обоих считали почти божествами даже в христианский период, и сохранились и легенды о том, что они одаривали тех, кто их почитает.
Все эти существа, как и сам Зелёный Человек, считаются еще и хранителями лесов, препятствуя кому-либо наносить лесу ощутимый вред.
(c) Shellir
Апрель 2014

 

Не согласны с моим мнением? Хотите что-то дополнить или поправить.   Пишите
Ведьма

Вернуться к Главной Ведьме

Rambler's Top100 HotLog Top Magya.ru - вся Магия Женский портал, женский каталог, все для женщин! Palantir