Rambler's Top100

ВЕДЬМА: ГЛАВНАЯ  ВЕДЬМИНА ШКАТУЛКА  ВЕДЬМИН КОТИК    ВЕДЬМИНА КУХНЯ   ВЕДЬМИНЫ ПАУЧКИ  ВЕДЬМЫ В ИСТОРИИ ВЕДЬМИН ЧУЛАНЧИК 
 ВЕДЬМИНА БИБЛИОТЕКА  ВЕДЬ МИН ПАТЕФОН    ВЕДЬМИНА ГАЛЕРЕЯ  ВЕДЬМИНЫ СОСЕДИ  ВЕДЬМИНЫ ТОВАРКИ ВЕДЬМИНА КРАСОТА ВЕДЬМИН СИНЕМАТОГРАФ 


Рисунок: http://rustrana.ru/print.php?nid=5264

СВЯТОЧНЫЕ ГАДАНИЯ

Последний день перед рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь поступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле.
Н.В. Гоголь, Ночь перед Рождеством
НОВОЕ: статьи о святках с сайта Российского этнографического музея

 Наверное нет человека, который никогда не гадал на Святки....Святки - зимние праздники с Сочельника Рождества - 24 декабря/6 января до 5 января/18 января (Крещение)  считаются лучшим временем для гадания, особенно Сочельник (Рождества, Крещения). Кое-где попадаются ссылки на даты старого Нового Года. В любом случае - это время пограничья между годом старым и новым, время сразу после поворота солнца на весну, время когда, как считалось, грань между мирами размывается...

На этой страничке собраны разные гадания от старых народных, а также пригодных для гаданий только в сельской местности (требуются живые куры, кони, поленницы и пр.) до современных городских. Они явно скрасят вам праздничный сезон, а может быть вы и узнаете для себя что-нибудь новое.  Чему верить и как гадать выбирайте сами.

 ВЕДЬМА ПРЕДУПРЕЖДАЕТ: Очевидно, что традиционные гадания требуют адаптации к современным условиям: например, если вам вздумается бросать на удачу с балкона башмачок (эдак 39го размера с кованым носком, металлической набойкой и увесистой пряжкой), делать это стоит только, убедившись что в радиусе полукилометра нет никого живого, или же если вы готовы после этого до позднего вечера прикладывать к голове мимопроходящего гражданина заготовленную на новый год бутылку шампанского и извиняться, извиняться, извиняться, или вообще разбираться с милицией (если у вас исключительно хорошая прицельность и серебряный приз по метанию диска и ядра). 

Хотя святочные гадания эти приурочены кажется к христианским праздникам, природа их самая что ни на есть языческая. Гадания даже запрещались и церковью и официальной властью (например, царем Алексеем Михайловичем в 1649 году) без особого успеха. Впрочем, удивляться нечего - рассказав о сплаве языческих и христианских верований Америку не откроешь. Как говорится - одной рукой Св. Николе свечу, другой рукой - кереметю в дупло монету, и вроде все довольны...(по одной из марийских сказок). Соответственно, нечего удивляться и упоминанию христианских святых в заговорах.

Гадания проводятся они в разное время - некоторые вечером (с того времени, как стемнеет и нужно включать свет), некоторые в полночь или после полуночи, некоторые при приготовлении ко сну. Гадать днем в славянской традиции считалось неправильным - понятно почему.

Места для гаданий выбирались соответствующие "нехорошие" - заброшенные бани, хлевы, подвалы, чердаки, сени, кладбища - тоже понятно почему. Например, баня раньше была чуть ли не единственным местом, где нет икон.  Впрочем с выбором мест следует быть поосторожнее - поскольку неприятности от умеренных (начиная от попытки вызывать такси от кладбища в канун Нового Года после полуночи), до значительных (МВД предупреждает!) - это совсем не то, что вы хотите найти себе на... голову от всех этих гаданий. 

"Гадавшие должны были снять с себя нательные кресты и пояса, развязывали все узлы на одежде, девушки распускали косы. На гадания направлялись тайком: выходили из дому не перекрестясь, шли молча, босиком в одной рубашке, зажмурившись и покрыв лицо платком, чтобы не быть узнанными. Чтобы окончательно не пропасть предпринимали "защитные" меры против нечистой силы - очерчивали вокруг себя кочергой круг и надевали на голову глиняный горшок."*** 
Есть кстати этнографические данные о том, что гадали днем и крест не снимали...как пояснила женщина "не имели привычку крест-то снимать".**** Если решите таки следовать традиции, убедитесь, что сможете самостоятельно снять горшок!

Тема гаданий - какая угодно. Начиная от того, как будет прожит год, будет ли урожай, заканчивая (и наиболее часто) гаданиями "на жениха". Идея  простая - получить знак, который при правильном истолковании поможет понять что ждет человека. Знаки могли быть разнообразные - лай собак, ветер, шум, тень от свечи.

ГАДАНИЯ СТАРИННЫЕ

Так как гаданием часто занимались незамужние девушки, большое количество святочных гаданий  - гадания "на жениха", попытки определить его имя, социальный статус, цвет волос ... уже что-нибудь наконец!

Окликание

Собравшись все вместе, в один дом, девицы выходят на улицу: здесь каждая из них должна спрашивать об имени первого встретившегося ей человека. Они верят, что таким именем будет называться их суженый. Это самое окликание производилось под Новый год; девушки тогда выходили на перекресток с пирогом.* (В настоящее время есть возможность замаскировать гадание под рекламную акцию, чтобы простому человеку было понятно с чего вы вышли на улицу с пирогом. - Ведьма).

Это гадание упоминает и А.С. Пушкин в "Евгении Онегине"

"Чу... снег хрустит... прохожий; дева
К нему на цыпочках летит,
И голосок ее звучит
Нежней свирельного напева:
Как ваше имя? Смотрит он
И отвечает: Агафон."

Подслушивание

Ходили девицы и слушать под окна чужих домов и, внимая разговору веселому или скучному, предсказывали себе такую же жизнь в замужестве.*

"По окошкам бегали. Подбежишь к окошку и смотришь, что в окошке делают. Вот мы с подругой бегали. Сначала ей гадали. Подошли, а там скандал, пьют, ругаются. Ну и точно, она вышла замуж, он все время пил, она все время это вспоминает. Потом пошли мне гадать. Пришли - никого дома нет. Подруга мне: "Ну, значит, ты не выйдешь никогда. Все." А которые подходят, там пишут мне чего. Это значит муж у тебя будет бухгалтер."****

Слушают под церковным замком: если подслушают пение со святыми упокой, то это предвещает смерть; если услышат что-нибудь свадебное, то означает, что в том же году выйдут замуж. *

Слушали и лай собаки. Тонкий лай означал молодого мужчину, басовитый - более взрослого и матерого мужика. Сторона, с которой услышан лай также показывала в какую сторону предстоит выйти замуж.
Выходят к забору и говорят: Залай, залай, собаченька, залай, серенький волчок. В которой стороне услышит девушка лай, в той стороне будет жить замужем. Если лай раздается близ дома, то это показывает, что отдадут замуж не в дальнюю сторону; если же лай будет тихий, едва слышный, то будет выдана замуж на чужую сторону.*
Девушки выходят на двор, берут скатерть за края, старушка всыпает снег. Раскачивая скатерть, приговаривают: Полю, полю бел снег среди поля. Залай, залай, собаченька; дознай, дознай, суженый! В это время каждая девушка прислушивается, как лают собаки. Хриплый лай означает суженого старика, звонкий молодого, толстый вдовца.*

Кидание башмачка

Помните у Жуковского: "раз в крещенский вечерок девушки гадали, за ворота башмачок сняв с ноги бросали"... Бросали башмаки чрез ворота на улицу, потом выходят сами на улицу и смотрят: в которую сторону он обращен носком, там и быть замужем. Худой признак для девушки, когда ее башмак лежит обращенный к домашним воротам: в этот год не быть ей замужем.*

Гадание по шагу коня.

Выводят из конюшни лошадей через оглоблю. Если которая зацепит оглоблю ногами, то муж будет сердитый; если же перескочит чрез нее, то муж будет тихий и смирный.*

Гадание с петухом и курами

"С курицей и петухом было гаданье. Но не знаю как. Мы так не гадали."

     По полу рассыпают считанные зерна и потом ровно в 12 часов ночи берут петуха с нашеста (рекомендуется черного) и пускают его в комнату, где сообразно с поведением птицы расценивается будущее. Если все зерна склеваны, то в этом году будет удача, и тот, кто кормил, выйдет замуж. Если склевано некоторое количество зерен, то по этому можно определить, через сколько времени совершится событие или какая из девушек выйдет замуж. Предположим. Петух склевал три зерна, значит, 3-я девушка выйдет замуж. Если петух вообще не клевал - это означает неудачу в этом году.
или

Снимают с насести кур и приносят в ту горницу, где ранее приготовлено в трех местах: вода, хлеб, кольца золотые, серебряные, медные. Если чья курица будет нить воду, то муж будет пьяница; если будет есть хлеб, то муж будет бедняк; если возьмет кольцо золотое, то муж будет богач; если серебряное, то муж будет ни богат, ни беден; если же сдвинет с места медное, то будет нищий.*

"Кур ловили. В печку стали пускать. Если уйдет в печку, то просватают. А которой ( курице) поставишь питья, еды. Она ( курица) - свекровь. Если ест ( батюшки!) , жадна свекровь будет. Если пьет - то пьяница. Ночью встанет: Га-га-га! - Батюшки! Злая!"****

  (упоминаю эти малопригодные к реализации в городских условиях гадание из этнографического интереса - сравнить с предсказанием будущего по шагу коня, поведению птицы).

Если же курицу вы предпочитаете в готовом виде, попробуйте...

Гадание на куриных костях
     Нужно съесть на ужин курицу. Косточки положить на красный лоскуток на землю за пределами дома: за калиткой, если живете в частном доме, и за подъездом, если вы живете в многоэтажном. Затем надо произнести такое заклинание: "То, что было в яйце, то, что вышло из яйца, что по двору гуляло и пшено клевало. То, кому голову рубили, с лапшой варили. То, чем я повечеряла, чьи кости из плоти изъяла, скажите: быть моему желанию в исполнении или нет? Что зародилось в яйце, - завтра дай ответ". Утром посмотрите: если костей нет на месте, значит, желание не исполнится. Если снегом замело, значит вам надо отказаться от своего желания. Если кости на прежнем месте, но одна или несколько в стороне - это означает, что сначала дело ваше пойдет на лад, а потом расстроится. Если же кости целы и на том месте, где вы их оставили, значит все будет, как вам хочется, и желание исполнится.

Увидев паука на паутинке, загадывают желание и произносят:
"Если паук будет спускаться по паутинке, то желание сбудется. Если вверх - не сбудется"

Так называемые "подблюдные" гадания, которые описывал еще Пушкин в "Евгении Онегине" проводились так - на стол покрытый особой скатертью ставилось блюдо с водой, которое почетная сваха накрывала платком, опустив в него кусочки хлеба, соль и три уголька. Гости клали в блюдо свои украшения - кольца, перстни, серьги. Под соответствующие "подблюдные" песни, вынимались вещи, и хозяин вещи по звучавшей песне определял свое будущее. 

"Из блюда, полного водою,
Выходят кольцы чередою;
И вынулось колечко ей
Под песенку старинных дней:
Там мужички-то все богаты,
Гребут лопатой серебро,
Кому поем, тому добро
И слава! Но сулит утраты
Сей песни жалостный напев;
Милей кошурка сердцу дев."

(Пушкин А.С. "Евгений Онегин")

Как поясняет О. Наумова, песня, выпавшая Татьяне Лариной предвещала утраты и смерть, а вот "Кошурка" (Кот кошурку Звал спать в печурку: У печурке спать Тепло, хорошо. Диво ули ляду! Кому спели, Тому добро!) означал скорое замужество.
То же самое можно попробовать с нарезкой из современных песен (вроде того, что иногда делают на свадьбах).

 После подблюдных песней выносят воду на двор, и каждая из девушек, отливая несколько этой воды под верею, берет в горсть снегу. Приходя в покой, смотрят: какого цвета снег, таков будет и суженый.* Ведьма: гм. в городе то ... печально, печально - с нашей то экологией.

ГАДАНИЯ ПОСЛЕ ПОЛУНОЧИ

Берут скорлупы грецких орехов, режут восковые свечи на маленькие кусочки, вставляют в скорлупы, пускают плавать в чашку, наполненную водою. Потом каждая из девушек зажигает свечки своей скорлупы. Здесь замечают: которая потонет, та умрет незамужнею; у которой скорее сгорят свечки, та прежде всех выйдет замуж; а у которой будет гореть долее всех, той не бывать замужем.*

Делают с вечера из воску лебедей по числу девиц. Лебедку окрашивают румянами, а лебедь остается белым. Гадальщицы выбирают для себя лебедя с лебедкою, опускают в чашку с водою и накрывают платком. Пред тем временем, как ложиться спать, смотрят, как плавает лебедь с лебедкою? Если плавает вместе, то замужняя жизнь будет согласная; если разошлись порознь, то будет вражда.*

Гадающие девушки садятся у окон, выговаривая каждая: Суженый, ряженый! поезжай мимо окна. Если которая услышит поезд с криком, с свистом, то предрекает себе жизнь веселую и хорошую; а когда поезд будет тихий, то предрекает себе замужнюю жизнь в бедности. (Интересно - а если машины слушать... Ведьма)*

Самые отчаянные и пожилые (? - Ведьма) девушки выходят в лунную ночь на реку послушать в прорубь. Нянюшки стелют воловью шкуру. Девушки садятся слушать и смотреть в воду. Которая выйдет в этот год замуж, та увидит своего суженого в воде, точно в таком наряде, в каком он придет на сговор; которой же сидеть в девках, та только услышит один стук из воды.*

Гадание на воске - увлекательнейшее занятие и одно из старейших известных гаданий (В Потребнике 1639 года  все "восколеи" и "оловолеи" именовались чародеями), см. также книгу С.В. Максимова "Нечистая, неведомая и крестная сила"). Раньше делалось так: чистый пчелиный воск выливали его в сосуд с водой или рыхлым снегом, когда он охлаждался его осторожно выкладывали на блюдо или тарелку и рассматривали фигурку или тень от нее на стене.  Можно растопить в металлической ложке кусочки воска, вылить в плошку с водой.

 Гадание состоит в толковании фигурки, которая получится с обратной стороны кусочка воска. ( Парафин не годится поскольку растекается на редкость несуразным образом.) По толкованию фигурок существуют целые справочники, однако относиться к "мудрости веков" следует с юмором.. Например... в перечне символов имеется АВИАНОСЕЦ. Это какой же меткой рукой и богатым воображением необходимо обладать, чтобы сообразить и увидеть в куске воска, затвердевшего в холодной воде авианосец (даже не просто кораблик). Так и представляю Татьяну Ларину увидевшую в воске АВИАНОСЕЦ.

Толкование же например САКСОФОНА (как его отличить от КРЮКА и КОРОМЫСЛА - вот вопрос) предвещает вам знакомство с лицом с музыкальным образованием. Разве не прелесть? 
Если же ваша шкодливая рука произвела на свет восковое страховидло с десятью ногами с десятью рогами не пугайтесь, просто вылили много воска и рука дрогнула или свеча была парафиновая.

Вообще, если фигурка получилась неблагоприятная, ее рекомендовалось зарыть в земле или скормить свиньям (если есть такая возможность :-), а вот благоприятную фигурку следовало хранить до следующего года.

Попалось Ведьме в сети и гадание на воске с молоком."Растопите воск в кружке, налейте молоко в блюдце и поставьте у порога квартиры или дома. Произнесите: "Домовой, хозяин мой, приди под порог попить молочка, поесть воска". С последними словами вылейте в молоко растопленный воск. А теперь внимательно смотрите. Если увидите застывший крест, ждут вас в новом году какие-то болезни. Если крест только покажется, то в наступающем году ваши финансовые дела будут идти не слишком хорошо, а в личной жизни одолеют неприятности, но не слишком серьезные. Если зацветет цветком - женитесь, выйдете замуж или найдете нового приятного партнера. Если покажется зверь, будьте осторожны: появится у вас какой-то недруг. Если воск растечется полосками, предстоят вам дороги, переезды. Если воск ляжет звездочками - ждите удачи на службе, в учебе. Если образуется человеческая фигурка, то появится у вас новый друг."
Все хорошо, но Домового воском кормить?

Гадание на яйце Возьмите свежее яйцо, проделайте в нем маленькую дырочку и осторожно вылейте содержимое в стакан с водой. Когда белок свернется, по форме, которую он принял, нужно угадать свое будущее. Вид церкви означает венчание, кольцо - обручение, куб - гроб, корабль - командировку (мужчине) или возвращение мужа из командировки (женщине). Если белок опустился на дно - быть в доме пожару.

"Еще гадали с бумагой. Брали бумагу любую , мяли ее, клали на тарелку бумагу . Зажгем и свет потушим. А сами поднесем посуду с бумагой к стене, ну чтоб отсвечивало и вот на тень-то и смотрим. Чо покажет. А когда смотрим, смеяться, разговаривать нельзя было. Вот я гадала так и увидала люльку, ну вот на другой год и родила. Если цветы увидишь это чо-то хороше будет. А вот с подружкой как-то гадали, у нее блюдо-то и разбилося, так счастья у нее и не было."****

Гадание на горящем листе бумаги делается так: лист комкается в руке, кладется на дно перевернутой тарелки и поджигается в затемненной комнате. Будущее толкуется либо по теням от огня на стене, либо по силуэту сгоревшей бумаги в освещенной комнате  - тарелку можно поворачивать по своей оси пока не появится тень из которой можно увидеть хоть какой-то силуэт. Это гадание можно проводить и коллективно.

Гадание на рисе: Возьмите чашку риса, накройте ее рукой и произнесите:
"Укажи, судьба, чего мне ждать: хорошего или плохого?"
Загадайте любое желание (сбудется оно или нет?). Высыпьте рис на стол и выберите из него все зеленые зерна. Если зерен будет четное количество, то сбудется, если нечетное, то не сбудется.**

Сжигание нитки - несколько девушек отрезают одинаковой длины нитки, поджигают их. Чья нитка сгорит первой, та первая и замуж пойдет, а если нитка потухла сразу и сгорело меньше половины есть шансы вообще обойтись без замужества.

"В зеркало смотрелись, ставя его на подпечки, по бокам две свечи, волосы распускали, садились в одной рубашке, на груди держали второе зеркало и смотрели в образовавшийся коридор."****

Гадание на зеркалах проводилось в темной комнате.  Для гадания нужно было пристально вглядываться в отражения...почудившийся образ может быть искомым суженым или еще чем..как повезет.    Приступить к этому гаданию нужно после 12 часов ночи. Возьмите два зеркала разных размеров (одно в 2-3 раза больше другого) и поставьте их напротив друг друга. Образуется зеркальный коридор.
     Сядьте позади меньшего зеркала и заглядывайте поверх него, в большое. По обе стороны меньшего зеркала поставьте свечи. Затем, набравшись терпения, вглядывайтесь в зеркальный коридор. Когда суженый покажется в конце коридора, набросьте на меньшее зеркало чистый платок. Внимание девушки! 
Как показала практика мониторы для гадания не годятся!

Не хотите на зеркалах гадать - гадайте на стакане (хи-хи)
Кольцо в воде

     Надо взять обыкновенный стакан с совершенно ровным дном, без всяких рисунков, налить в него три четверти воды о осторожно опустить на середину круглое обручальное кольцо, предварительно вычищенное. Потом надо продолжительное время смотреть через воду в середину опущенного кольца.
     При довольно богатой фантазии, многие уверяют, что видят лицо будущего жениха.

Гадание с лодочкой
     Для этого гадания берут таз с водой так, чтобы он был не совсем наполнен водой. На бортах этого таза вешают или прикрепляют перегнутые полоски с именами гадающих или пишут на них возможные события: свадьба, увлечение, похищение страстная любовь, неудачи, болезнь и т.д. берут скорлупу грецкого ореха (его половинку) и в середине его устанавливают маленький огарочек свечи (можно елочной). Пускают кораблик на середину таза, и в зависимости того, к какому краю он подойдет и какую бумажку подожжет, такое событие и случится с тем, имя которого написано на бумажке или кто гадает.

Гадание в бане Суть этого странного способа заключалась в том, что в святочную неделю девушки, мывшиеся в бане, на мгновение выбегали во двор и просили, используя крайне скабрезные выражения, чтобы суженый к ним прикоснулся. Если кто-то из них чувствовал на себе (взаправду или нет, неизвестно) мохнатую руку, того ждал обеспеченный жених. Лучше пробовать его не в городе в сауне (там непонятно чем это может кончиться), а в деревне.

Гадание на хвое.
     Насобирайте охапку хвойных веток. В рождественскую ночь соберитесь вместе с подругами и раскидайте их по полу (не подруг, конечно, а ветки). Теперь зажмурившись, или завязав глаза, чтобы не подглядывать, выберите каждая по ветке. Глазки можно развязать. Если на вашей ветке кора ровная, то жених будет хороший и собой красив, если кора прочная состоятельный, шероховатая кора предсказывает человека надежного, но не красавца, местами ободранный ствол говорит о том, что твой будущий избранник не слишком состоятелен. Если ветка толстая, то он будет силен. Короче, дальше можете продолжать сами в том же духе, главное, чтобы фантазии вам хватило.

 Гадание старым ключом.
     Поищите старый плоский ключ (как от почтового ящика) с круглым ободком. Если уж совсем старого не нашли, можно использовать новый. Теперь заложите его между листами крепко завязанной книги (только, умоляю, не берите Большую Советскую Энциклопедию) и подвесьте все это хозяйство с помощью веревки и дырочки в ключе к потолку, к люстре, например. (А если вы меня не послушали и взяли-таки Большую Советскую Энциклопедию пеняйте на себя, вряд ли ваша люстра такое выдержит). Смотрите за этой книгой и перечисляйте вслух имена всех присутствующих девушек. На чьем имени книга повернется, той в этом году замуж идти. А если книга вертится не переставая, значит, вы ее слабовато завязали.

Гадание по книге.
     (Только не по телефонной.) Таким способом люди уже на протяжении многих веков узнают о своем будущем. Возьмите в руки книгу, лучше толстую, что-нибудь из классиков, только не словарь и не научную литературу, а то такого нагадаете, что сами не обрадуетесь. Сформулируйте свой самый сокровенный и безответный вопрос и загадайте номер страницы и строчку (сверху или снизу). Теперь читайте и придумывайте, что бы это могло значить. Раньше часто гадали на Библии - любопытно...
     
     Гадание на кофейной гуще.
     Сначала варите кофе. Сливаете или спиваете (зачем добро переводить?), пока он горячий, всю жидкость. Потом три столовые ложки гущи кладёте в кофейную чашечку, накройте ее блюдцем, потом опрокиньте ее вверх, чтобы к стенкам чашечки пристал кофе, и ставьте ее на стол. Налейте в блюдце немного воды и, взяв чашку за донышко, опускайте в блюдечко три раза. Когда грани посуды соприкасаются (трижды) говорите вслух: Верность, дружба и согласие. Когда в последний раз поднимете чашку рассмотрите ее хорошенько (изнутри).

     
     ТОЛКОВАНИЯ
     Животные веселье, радость, удача, исполнение желаний.
     Башня очень хороший знак.
     Человеческая тень говорит о приятном свидании.
     Дворцы предсказывают возможную бедность, а скромные жилища свидетельствуют о богатстве в скором будущем.
     Деревья препятствия на пути.
     Густой лес неожиданные ссоры с близкими.
     Рогатое животное к скорой дороге.
     Ворота к возвращению друга, приезду гостей.
     Мельница говорит о лжи во взаимоотношениях с возлюбленными.
     Горы или утесы предвещают тоску и грусть.

Катание колеса, решета - если катится к двери девушка выйдет замуж, мужчина уедет.

"Решето катали, куды оно покатится, туды замуж выйдешь, в который конец."

Бывало девушки выходили и слушали в полночь на перекрестке, очертив вокруг себя магический круг: почудится звон колокольчиков, смех или веселое пение быть замужем, плач или унылое пение к смерти. Девушки! Соблюдайте правила дорожного движения. Фары и гудение клаксона ничего хорошего для стоящей на перекрестке девушки не предвещают. Собравшись реализовать данное гадание выберите дорогу без оживленного движения.

ГАДАНИЯ НА СОН ГРЯДУЩИЙ

Гадания на сон совершаются девушками по указанию старушек и, для большей действительности, людьми посторонними. Вообще участие пожилых женщин в гадании можно рассмотреть как присутствие старейшин рода...

 Собирают из прутиков мостик, кладут под подушку. Девушка, ложась спать, говорит: Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот переведет меня чрез мост. Суженый является во сне и переводит за руку чрез мост.*

 Кладут под подушку гребенку, говоря: Суженый, ряженый! причеши мне голову. Суженый является во сне и чешет голову.*  

 Берут наперсток соли, наперсток воды, смешивают и едят. Ложась спать, девушка говорит: Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот пить мне подаст. Суженый является во сне и подает пить.*

Перед тем, как лечь спать, поставьте возле кровати кувшин с водой и стакан. После чего произнесите:
"С пути с дороги устанешь, у меня есть водица, приходи, суженый, дам тебе напиться"**
Если гадаете после обильного возлияния на праздник, вода в любом случае пригодится.

Еще один вариант предписывал сложить под подушкой колодец из спичек

"Я вот помню, мы колодец клали из спичек, спичек восемь. Ложились спать и говорили:  Суженый, ряженый Приходи воды ко мне напиться. Повторяли 3 раза, а колодец-то клали в голова под подушку. Как эти слова скажешь, уж больше разговаривать нельзя. А то суженого не увидишь."****

Один из вариантов такого гадания на жениха предписывает положить под подушку мужские штаны. Гм...если ввечеру имеются уже в распоряжении мужские штаны, при этом совершенно чужие...зачем уже на жениха гадать?

Гадание производится с четверга на пятницу. Ложась спать, произносится заговор:
"Четверг со средою, вторник с понедельником, воскресенье с субботой. Пятница одна, и я, молода, одна. Лежу я на сионских горах, три ангела в головах: один видит, другой скажет, третий судьбу покажет"

Кладут под подушку четырех королей и говорят: Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот приснись мне во сне. Суженый снится во сне в виде какого-нибудь короля.* Если приснится пиковый король - жених будет стариком и ревнивцем, король червонный означает молодого и богатого, крестовый - жди сватов от военного или бизнесмена, а бубновый - от желанного. Сгодятся и валеты.
К слову сказать шутки шутками а Археолог оказался удивительно похож на особо любимого Ведьмой бубнового карточного валета из одной из колод :-)

В полночь на Рождество задерните шторы, постелите на стол чистую скатерть, зажгите свечу, поставьте на стол два столовых прибора. На обе тарелки положите по кусочку ладана. Усядьтесь за стол перед одним из приборов.
Читая предложенный заговор, поочередно берите ладан то с одной тарелки, то с другой и подносите его к пламени свечи. Дочитав заговор, бросьте один кусочек ладана на стол, а другой положите под подушку. Ложитесь спать, сон будет вещим: о чем гадали, то и увидите.
"Ладан в церкви ладят
Дома им болезнь правят
Ладан, ладан, было бы ладно
Тобой погадать, всю правду узнать
Как ты, ладан-батюшка,
Чист, свят и честен,
Так и сон мой будь правдив.

Аминь"**

Дерзайте, но будьте бдительны! Соблюдайте правила дорожного движения и пожарной безопасности. 
***

Статья является "полуавторской" есть в ней и мои измышления и подборка разной степени достоверности от этнографических источников, до сетевых (как правила в них святочные гадания повторяются в разных наборах - не вижу смысла изобретать велосипед, однако честно пишу что и откуда взяла. На самом деле очень часто попадаются гадания из книги Сахарова  (отмечены *) безо всякого упоминания о нем).
Ведьма

БИБЛИОТЕКАРЬ.РУ: электронная библиотека. Книги по истории, религии, культуре, искусству   *"Сказания русского народа собранные Иваном Петровичем Сахаровым (сайт http://www.bibliotekar.ru/rusSaharov/)

Ольга Наумова И снится чудный сон Татьяне - гадания на Руси Святочные гадания
http://www.newacropol.ru/newyear/russianmantic/

** Данилейко Вячеслав, 2002.   http://medium12.narod.ru/

***www.machaon.ru/winter/svjatki.html

rustrana.ru/print.php?nid=5264rint.php?nid=5264

****http://ulmuzeum.narod.ru/etnografia/gadanie.html

ПыС: http://zhurnal.lib.ru/n/nawrockaja_e_w/gadanie.shtml"

 

  СВЯТОЧНЫЕ ДУХИ

(за материалы благодарность kavery).

   
   
   
   
   

 

И в качестве бонуса несколько этнографических статей Елены Львовны Мадлевской с сайта Российского этнографического музея. Честно ставлю на них ссылку, надеюсь не обидятся.

святочные гадания подблюдные гадания
"страшные" гадания подблюдные песни
Святочные гадания
http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2 088/3975.htm
Святочные гадания - самый большой, разнообразный и яркий комплекс гаданий в пределах календарного года. Приуроченность его именно к Cвяткам обусловлена спецификой этого временного отрезка как главного внутри годового цикла перехода от старого к новому. Особенности этого периода - расплывчатость временнoй границы (своего рода безвременье - зазор, в котором не идентифицированы признаки старого и нового, прошедшего и начинающегося) и исчезновение "пространственных" границ между "мирами" (живых и мертвых, людей и существ нечеловеческой природы - нечистой силы) - создают возможность контакта человека с "иным" миром, где, по народным представлениям, пишутся судьбы людей.

В отличие от гаданий других годовых периодов гадательные акции в Cвятки носят самостоятельный характер: они изолированы от других обрядовых комплексов, совершаемых в эти сроки.

В святочных гаданиях с равной степенью значимости развиваются две основные темы, волнующие крестьянина: будущий урожай (см. Гадания об урожае) и судьба (предполагаемые события в жизни) в пределах следующего года. Обе темы затрагивают интересы как каждого конкретного человека, так и отдельной семьи, и всей общины в целом.

В рамках святочного периода могли гадать в любой день, но большинство гаданий, считающихся в народе "верными", производили в сочельники, рождественский и крещенский, и в канун Васильева дня (под Новый год), то есть в сроки, более конкретно отмеченные знаком рубежа.

Как особую группу можно рассматривать гадания в кругу семьи о судьбе каждого из ее членов; наибольшая вариативность этих гаданий, в основном за счет разнообразия используемых предметов, представлена в святочный период. Семейные гадания о жизни и смерти приурочивались, как правило, к кануну Нового года. Они характеризуются единым составом участников (семья) и единой структурой: одинаковые предметы, каждый их которых символизирует того или иного члена семьи, оставляются на ночь, а утром в Новый год по их состоянию судят о жизни или смерти. Показательно то, что использующиеся предметы являются частями чего-либо целого (кусочки хлеба - хлеб; прутики - ветка; поленья - ствол дерева), символизирующего, в свою очередь, семью. Изменение состояния предмета (прутик в снегу или полено около стены упали; кусочек хлеба в сенях исчез) предвещает смерть тому, кому из семьи предмет был назначен. Лишь в случае, когда пропавший кусок хлеба был за девушкой, считалось, что она выйдет замуж, но все-таки уйдет из данной семьи. Близко к отмеченным гадание с ложками: их после ужина по числу людей в семье клали в большую сковородку, наливали водой и выносили на холод. Утром смотрели: если вода застыла ямкой - к смерти того, чья ложка.

Наибольшим разнообразием среди всех святочных гаданий отличаются девичьи: они построены на самых различных принципах (см. Гадания) и отвечают на вопросы как общего характера, так и на достаточно конкретные; причем некоторые из гаданий дают информацию высшей степени точности и исчерпанности (см. "Страшные" гадания).

К наиболее общим (о судьбе вообще), но, тем не менее, распространенным повсеместно относятся гадания, построенные на трансформации того или иного материала (вещества) с помощью огня и воды. Это литье воска, олова, свинца, которые сначала растапливают, а затем выливают в воду, где вещества обретают новую форму. Рассматривают либо эту форму, либо ее тень на стене и пытаются в соответствии с традиционными представлениями интерпретировать получившийся рисунок или силуэт. Выбор материала для литья, сложившийся в традиции, - не случаен. Помимо того, что эти материалы удобны по своим физическим свойствам (легко растапливаются и застывают), они связаны с образами существ, обладающих потусторонней природой и выполняющих посреднические функции в мифопоэтических текстах и в обрядовой практике. Так воск, естественно, соотносится с пчелой (об образе пчелы см. Кутья), а металлы, особенно олово, по народным представлениям, связаны с образом змеи (в сказках, например, змеиное, то есть "иное" царство характеризуется как оловянное). Соотнесение этих материалов с существами-посредниками, а также с "иным" миром обусловливает их предсказательную функцию и использование их и в гаданиях, и в магии, и в народной медицине.

К ворожбе с помощью литья примыкают гадания с выпусканием в стакан с теплой водой яйца, белка или желтка (о символике этого предмета см. Яйцо), и с сжиганием или намачиванием скомканной бумаги.

На общий вопрос о судьбе отвечают гадания, основанные на вытаскивании жребия, например, подблюдные гадания. К этому же типу относится гадание, когда девушка складывает в горшок женский головной убор, кусочек хлеба и кусок дерева, а затем, закрыв глаза, вытаскивает свою "судьбу" в новом году: замужество, продолжение девичества или смерть. Аналогично по структуре и гадание с "жировкой" (четырехугольной доской), только гадающих здесь не одна, а четыре девушки. На уголки жировки клали хлеб, уголь, печину (кусочек глины от печи) и кольцо; покрывали все скатертью и пели: "Уж я жировку хороню ко святому вечеру, к святому васильевскому. Жировка маленька, окошка велики, косящатыё, решещатыё, не могла блоха скочить, коза скочила, рога увезила, хвост заломила. Вы берите свой уголок!" Скатерть открывали и смотрели, кому что попалось: хлеб - богато жить, уголь - к смерти, печина - жить в печали, кольцо - к замужеству (Попов Н., 1903, с.369).

Самое большое количество способов гаданий связано с актуальным для девушек брачного возраста вопросом - состоится ли в новом году замужество? Здесь использовалось и слушанье под чужими окнами (девушка стучала ложкой в окно: если отзовется голос мужчины - выйдет замуж, голос женщины - "дома сидеть"), на подворотне (во время крещенской обедни гадающая, раскрыв передние и задние ворота, накрывалась скатертью, садилась на подворотню передних ворот и ждала, чтобы через двор проехал поезд с бубенцами и колокольчиками - к замужеству; если же ничего не было слышно - остаться "в девках") и т.п.; и вытаскивание жребия (в избе ставили несколько горшков, под один из них клали повойник - женский головной убор: которая из девушек выберет этот горшок, та и выйдет замуж; либо для одной девушки ставили на лавку два горшка: под одним - платок, под другим - повойник; выбор первого горшка сулил продолжение девичества, второго - брак); и наблюдение за изменением состояния предмета (полотенце вывешивали на час в сени или на ночь за окно со словами: "Суженый-ряженый, приди утереться!" - если полотенце становилось мокрым, быть девушке замужем в новом году). Популярными были также гадания, основанные на счете зерна (считали зерна до и после того, как дать его клевать курице), соломинок из взятой в сарае горсти соломы или чего-либо другого (парный остаток предвещал замужество), а также основанные на вымеривании избы или двора палкой, коромыслом, поленом, собственным телом и под.: если предмет не уложится в измеряемое пространство или девушка при перекатывании по двору окажется лицом к улице, это предвещает брак. В гаданиях о замужестве ориентировались на то, кто первым войдет в дом ( в сочельник девушка била скалкой в матицу - поперечную балку на потолке, а утром замечала, если первым в дом входил кто-либо венчанный, то и ее судьба - выйти замуж). Широко были распространены гадания, связанные с поисками спрятанного в снегу предмета ( отыскивание квашни с помощью мутовки, палки для размешивания теста) или с беспрепятственным попаданием на улицу через ворота при условии, что на голове девушки надета квашня, а также с паданием в корыто или квашню, к которым нужно идти "взапяты" и не промахнуться.

Одной из причин разнообразия девичьих гаданий о замужестве является конкретизация вопросов, связанных с этой темой.

Гадая о том, кто раньше выйдет замуж, девушки бросали каждая свою лепешку собаке или подпускали петуха к горсткам зерна, в каждой из которых лежало колечко той или иной гадающей, и смотрели: чью лепешку сначала съест собака или чью горсточку зерна станет клевать петух. С этой же целью девушки брали огарки первых зажженных утром лучин, шли с ними к проруби и опускали в воду подожженные лучины; возвратясь домой, снова старались их зажечь: та девушка, которой это удавалось сделать быстрее всех, должна была раньше других выйти замуж.

Гадания, связанные с вопросом, куда девушка выйдет замуж и, соответственно, откуда ждать жениха, основывались чаще всего на слушанье (на перекрестке, около забора, на чердаке и в других местах: откуда послышится лай собаки или звуки благовеста во время крещенской обедни), на замечании направления, куда пойдет дым от зажженных стружек, куда повернется подожженная лучина, воткнутая в щель в полу, в какую сторону рогами, обвязанными с вечера девичьим поясом, ляжет утром корова. Чаще же всего гадание на эту тему было основано на бросании, иногда с закрытыми глазами, различных предметов: мутовки, кочерги, башмачка с левой ноги (его перебрасывали через избу, ворота, колодец, стог сена, поленницу), свернутого в клубок и разворачивающегося в полете пояса.

Множество гаданий было направлено на узнавание различных характеристик жениха: молодой или старый, парень или вдовец, бедный или богатый, красивый или некрасивый, добрый или злой (см. Гадания).

Для того, чтобы узнать, каков цвет волос у жениха, в подворотне брали горсть снега и отыскивали в ней волос или шерстинку и судили по ее цвету, либо, расчесав свои волосы, на ночь опускали на нитке гребень в подполье, а утром проверяли, каких волос "начесал" суженый.

Гадания об имени жениха основывались чаще всего на спрашивании его у первого встречного и на слушании под чужими окнами, в своем доме под матицей, или на интерпретации услышанных звуков при перемалывании жерновами зерна, при верчении мутовкой в проруби, при качании дерева, при скрипе снега под ногами.

Конкретно лицо и внешний облик суженого узнавали с помощью гаданий на сон и так называемых "страшных" гаданий.

Помимо персоны жениха девушек интересовали многие вопросы семейной жизни, например, состав будущей семьи (о нем гадали, глядя на количество отражений месяца в зеркале), нрав свекрови (приносили во рту воду из проруби и выливали на сковородку, на воду клали скрученный клочок кудели и поджигали: кипение воды сулило злую свекровь, а спокойствие воды при горении кудели - мирную), сколько будет детей в замужестве (по количеству сучков на первом вытащенном из дровяника полене или по числу бугорков (мальчики) и ямок (девочки) в вынесенной на мороз рюмке с водой). Гадания помогали также узнать, кто будет главенствовать в новой семье (связывали хвостами петуха и курицу, сажали их под решето и наблюдали, которая из птиц перетянет другую), ладная ли будет жизнь в замужестве (спряденные "напак", то есть слева направо, две нитки, символизировавшие жениха и невесту, опускали в воду на сковородку и следили за ними: если нитки совьются вместе, то жизнь с мужем будет ладная).

При всем разнообразии святочных гаданий принципы их построения близки: соблюдение пространственно-временных условий для проведения акции; использование различных бытовых предметов с учетом их символических значений в традиционной культуре; произнесение формул императивно-заговорного характера; предохранительные меры: на словесном уровне - зачурания, на акциональном уровне - крестное знамение, зачерчивание и расчерчивание с использованием предметов, обладающих, по народным представлениям, магической силой (ухват, нож, кочерга, сковородник, изготовляемые из металла; подожженная лучина и проч.).

В случае со святочными гаданиями особенно очевидно, что феномен гадательной акции представляет собой своего рода диалог человека, конкретного субъекта с "иными" силами, с "иным" миром и - шире - с природой, космосом. Об этом свидетельствуют строгая приуроченность гаданий к определенному значимому месту и времени, а также обращение гадающих во время обряда к существам "иной" природы: представителям низшей демонологии - лешему, баннику (гадание в бане), "самому", т.е. нечистому; дьяволам и чертям, - а также к самим силам природы: к земле (слушанье земли), к месяцу ("Месяц, месяц ясный, покажи нам женихов!" - Балов А., 1898, №7, с.71), к воде в колодце или проруби (слушанье, какое имя "скажет" вода ). В девичьем гадании о суженом "ответ" может дать звезда: в какой стороне в святки звезда упадет, с той стороны жених. В этом же плане знаменательно использование в гаданиях свойств стихий огня и воды, иногда соединяемых в рамках одной гадательной акции, например, в обряде литья воска, олова и под. Манифестацией контакта в процессе гадания с предками, живущими в "ином" мире, является обращение даже к самим первопредкам человеческого рода: "На снеге черта, как Адамова голова, поведай правду-истину. Евина голова, как снежная черта, поведай правду-истину", - приговаривала девушка, делая ночью отпечаток своим телом на снегу, который затем поутру рассматривала: четкий отпечаток сулил счастье в течение года, а растрескавшийся за ночь - наоборот, предвещал несчастную жизнь.

Святочные гадания как чрезвычайно яркое явление традиционной культуры, связанное с одним из фундаментальных вопросов в жизни человека - вопросом судьбы, доли, явились основой сюжетов или значимых, с точки зрения хода повествования, эпизодов литературных произведений русских писателей, в числе которых можно назвать В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, М.П. Погодина, П. Бажова и др.

До сих пор святочные гадания, хотя и утратив в сознании современного человека свое магическое значение, остаются одним из захватывающих развлечений в переходный период к новому году.
Подблюдные гадания

Святочные гадания, основанные на вытаскивании жребия. Как правило, приурочивались к Васильеву вечеру 31 декабря.

картина А.Емельянова Святки
 (найдено в галерее  kavery)

"Из блюда, полного водою,
Выходят кольцы чередою;
И вынулось колечко ей
Под песенку старинных дней:
Там мужички-то все богаты,
Гребут лопатой серебро,
Кому поем, тому добро
И слава! Но сулит утраты
Сей песни жалостный напев;
Милей кошурка сердцу дев."

(Пушкин А.С. "Евгений Онегин")
http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2088/3983.htm
Подблюдные гадания (илея, "закидывать кольца") - один из самых ярких видов святочных гаданий, основанный на принципе вытаскивания жребия. Наиболее распространенное название этого вида гадания связано со словом "блюдо", поскольку предмет, который оно обозначает, является неотъемлемым элементом гадательной акции. Обозначение подблюдных гаданий как "закидывать кольца" связано с соответствующими действиями, выполняемыми во время обряда. Вятское название "илия" обусловлено одним из локальных вариантов припева-возгласа в подблюдных песнях, сопровождающих гадание.

Подблюдные гадания производились исключительно во время Cвяток, внутри которых они, как правило, приурочивались к Васильеву вечеру, то есть к кануну Нового года, и к "страшным" вечерам. К обряду приступали после захода солнца в заранее назначенной гадальщиками избе. Участниками подблюдного гадания могли быть и одни девушки, и молодежь обоего пола, и все деревенское общество.

Основными составляющими подблюдных гаданий были ряды: предметный (блюдо с водой или без нее; скатерть или другая ткань; хлеб и иногда соль, уголь; украшения или другие мелкие предметы по одному от каждого участника), акциональный (манипуляции с блюдом и украшениями) и вербально-музыкальный (песни хлебу и подблюдные, иногда - толкование песен).

Перед гаданием приготавливали блюдо (иногда это мог быть другой сосуд, решето или шапка): в него гадающие складывали небольшие предметы, обычно - украшения: кольцо, перстень, сережку, брошь, запонку. У кого украшения не было, могли положить наперсток, пуговицу, а мужчина - даже мундштук. В Костромской губ. собирание колец сопровождалось песней, в которой были обращения ко всем участникам как представителям различных половозрастных групп общины:

"Девушке:
                    Вился, вился соловей,
                    Да прививался молодой
                    (имя девицы).
                    Молодешенька хороша,
                    Молода пригожа.
                    Она меня подарит
                    С буйной главы венчиком,
                    С правой ручки перстеньком

Холостому
                    Пожалуй-ка, молодец,
                    В наш сад посидети,
                    Зелен наградити.
                    Вечер у нас девушки
                    По саду гуляли,
                    Весь сад приломали,
                   Зелен притоптали.

Женщине:
                    Пожалуй-ка, тетушка,
                    Чем сад насадити,
                    Зелен наградити,
                    Чем дочь выдавати,
                    Чем зятя дарити.

Женатому мужчине:
                    Пожалуй-ка, дядющка,
                    Чем сад насадити,
                    Зелен наградити,
                    Чем сына женити,
                    Чем сноху дарити" (Чичеров, 1957, с.104).

Блюдо покрывали тканью: скатертью, полотенцем, салфеткой, платком. На ткань сверху или под нее клали кусочки хлеба, иногда еще соль и уголь. В Сибири блюдо закрывали платком, ставили на стол, покрытый белой скатертью, а каждый участник свой кусок хлеба клал под скатерть перед собой . Когда все было готово, запевали песню хлебу:
                    "Еще нынее у нас
                    Страшные вечера
                    Да Васильевские.
                              Илею, илею!
                    Мы не песню поем,
                    Хлебу честь отдаем.
                              Илею, илею!
                    Кому эта песенка
                    Достанется,
                    Тому сбудется,
                    Не минуется!
                              Илею, илею!
                    Тому жить бы богато,
                    Ходить хорошо!
                              Илею, илею!
                          (Поэзия крестьянских праздников, 1970, № 108, с.137).

В некоторых песнях-славах прославлялся хозяин дома:
                    "Хлебу да соли долог век, слава!
                    Государю нашему доле того, слава!
                    Государь наш не стареется, слава!
                    Его добрые кони не ездятся, слава!
                    Его цветное платье не носится, слава!
                    Его верные слуги не стареются, слава!"
                          (Снегирев, вып.II, с.85).

В песне, предваряющей гадание, могла прославляться и одна из участниц обряда:
                    "Хлебу да соли долог век.
                    Слава!
                    Боярышне нашей боле того.
                    Кому мы спели, тому добро"
                          (Терещенко, ч.7, с.172).

Пение славы хлебу в начале подблюдного гадания вполне закономерно, поскольку хлеб в крестьянской жизни и в народных представлениях являлся источником и символом благополучия. Поэтому песня хлебу была своего рода благословением перед гадательной акцией и заклятием-пожеланием благополучия всем присутствовавшим. По окончании песни хлеб ломали, если он еще не был нарезан, и делили между всеми. Кусочки завертывали в рукав и приберегали, чтобы положить под подушку и увидеть вещий сон.

После раздела хлеба приступали к гаданию: пели короткие (от одной до десяти строк) песни, каждая из которых означала ту или иную судьбу. Во время исполнения каждой песни потряхивали блюдо, и кто-нибудь один ловил попавшееся на лету под салфеткой предмет. В Сибири первое попавшееся кольцо вынимали через щелочку в платке. А если в блюде была вода, то его не встряхивали, а тот, кто держал блюдо, перемешивал кольца рукой и, не глядя, вытаскивал попавшееся. Чье было украшение, тому и предназначалась судьба, отраженная в песне. Если возникал вопрос о значении песни, то более опытные участники растолковывали его. Затем пели новую песню. Сколько было людей, для всех пели, кроме того, кто проделывал манипуляции с блюдом.

Когда оставалось последнее украшение, песню не исполняли. В некоторых местах считали, что обладательница последнего кольца выйдет замуж, а в других - напротив - останется в девицах. В некоторых местных традициях последнему человеку пели свадебную песню, а кольцо пускали по полу, смотря, в какую сторону оно покатится: если к дверям, девушке - замужество, а мужчине - дорога.

Особенности структуры и механизма подблюдных гаданий не все лежат на поверхности. Если символика времени этого вида гадания, как и любого другого, - рубежность - очевидна, то "пограничный" характер пространства, в котором совершается подблюдное гадание, не так четок: действо разворачивается в обычной избе. Тем не менее, а пространственной структуре подблюдных гаданий есть место и "этому", и "потустороннему" миру, и границе между ними. На символическом уровне именно блюдо (сосуд, решето, шапка) выступает в функции "потустороннего" мира, в котором формируются судьбы всех участвующих в обряде. Об этом свидетельствует то, что воду для блюда необходимо было принести из проруби или колодца, которые в народных представлениях осмыслялись как каналы с потусторонним миром. В этом плане показательно также то, что, прежде, чем положить свой предмет в блюдо, каждый касался им края сосуда крест-накрест, а затем уж опускал под салфетку. Это крестообразное движение аналогично черчению креста на перекрестке как нахождению точки, являющейся символической пространственной границей между "мирами" (см. гадания об урожае и др.)

Роль завесы - границы между "потусторонним" (блюдо) и "этим" (изба) мирами - выполняет ткань; в традиционной культуре было широко распространенно использование тканей в самых разнообразных обрядовых ситуациях как покрова, выполняющего функцию "границы": оборачивание новорожденного в родительскую рубаху; закрывание платком (полотенцем и под.) невесты; покрывание скатертью могил на Радуницу; накидывание платка или полотенца на зеркало во время гаданий и в доме, где есть покойник, и т.д. Таким образом, в ситуации подблюдных гаданий человек сам создает символическое подобие устройства мира в пределах пространства избы.

С идеей "пограничности" связан генеалогический статус тех, кто участвует в создании этого "мини-мира": так, воду из проруби должны были приносить "первородный" парень (первенец) или "последняя" девушка, то есть младшая в семье, - являющиеся в перспективе связующими представителями между старым и будущим составами рода и общины ("рода-племени").

Символическое значение украшений, которые использовали в гадании в разные его моменты, было не одинаковым. На первом этапе гадания, когда каждый снимал с себя кольцо и сам опускал в блюдо, украшение являлось знаком, предметом-заместителем самого человека. Когда кольцо из блюда возвращалось к владельцу, оно символизировало его новую судьбу в следующем году, обозначенную в подблюдной песне. Показательно в этом плане, что предмет из блюда вытаскивал не тот, кому гадали, а человек, который не загадывал свою судьбу в этом гадании; он встряхивал блюдо или перемешивал в воде кольца и, не глядя, ловил предмет на лету под покровом или доставал его рукой из воды и передавал "новую судьбу" ее владельцу, - то есть выполнял функцию медиатора (посредника) между "тем" и "этим" мирами. Соответственно этой функции выбирался человек опытный, как руководитель в других видах гаданий, и постарше; аналогичны в этом плане выбирание двенадцати стариков в гадании об урожае и роль пожилой знающей женщины, руководящей девушками в "страшных" гаданиях. Посредническая роль стариков в гадании вполне закономерна, так как из всех возрастных групп общины именно они, находясь в "этом" мире, наиболее близки к "иному".

По окончании подблюдных следовали другие гадания и игры. Одной из наиболее распространенных являлась игра "Золото хоронить". Она была заимствована из городской среды и в силу ряда причин влилась в святочную обрядность или в форме игры, или, подвергшись некоторой трансформации, превратилась в разновидность подблюдного гадания. Причины эти состоят в следующем: и в тексте "Уж я золото хороню", и в подблюдных гаданиях образ кольца играет важную роль; в тексте игры сообщается о прятанье золота, что в подблюдном гадании имело место на акциональном уровне; в песне игры речь идет об отгадывании, как гадании:
                    1) "Уж я золото хороню, хороню
                    Чисто серебро прихорониваю
                    Я у батюшки в терему, в терему,
                    Я у матушки в высоком, в высоком.
                    Пал-упал перстень
                    В калину, малину,
                    В черную смородину,
                    В алую земляночку
                    Очутился перстень
                    У дородна молодца
                    На правой на рученьке,
                    На правом мизинчике
                    Гадай, гадай, девица,
                    В коей ручке былица.
                    Девушка гадала,
                    Да не отгадала,
                    Доброва молодчика
                    Вы подруженьки,
                    Вы голубушки,
                    Вы скажика-те,
                    Не утайте-ка,
                    Мое золото
                    Мне отдайте-ка.
                    Меня матушка
                    Журить будет, бить
                    По три утра, по четыре,
                    По три прута золотые,
                    По четыре прутика
                    Жемчужные.
                    Девицы гадали,
                    Да не отгадали.
                    Добры молодцы,
                    Отгадайте сами".
                          (Балов А.В., 1898, с.73).

Тот или иной вариант песни исполнялся после подготовки к гаданию: девушки брали четыре блюда; та из них, что не гадала, клала в блюда по одному предмету (уголь, печинку - кусок глины от печи, щетку и кольцо) и накрывала их платками. Под пение "Уж я золото хороню" девушки по очереди вынимали из блюд, что кому достанется: уголь - муж будет негодяй и пьяница, печинка - смерть, щетка - муж будет старый, некрасивый, кольцо - муж молодой и житье счастливое.

О более позднем присоединении игровой песни к гаданию говорит то, что и игра "Уж я золото хороню", и гадания такого типа могли существовать сами по себе. Кроме того, в отличие от подблюдных гаданий, в контаминации игры и гадания судьбу предсказывает не песня, а предмет, который вынимает из блюда та или иная девушка.

Для игры "Золото хоронить" иногда использовали кольцо, оставшееся последним после подблюдных гаданий. Его под звуки песни тайком, из рук в руки, передавали друг другу сидящие рядом девушки и парни. Водящий искал, у кого в руках осталось кольцо, а пойманный в скрывании кольца заступал на роль водящего. Таким образом, игра "Золото хоронить" представляла собой вариант игры в "Колечко", бытующей до сих пор в детской среде.
материал подготовлен
Мадлевская Елена Львовна

Подблюдные песни

http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2088/3985.htm
Подблюдные песни - вербально-музыкальная составляющая подблюдных гаданий. В небольших по размеру (от одной до десяти строк) подблюдных песнях в сжатой иносказательной форме представлялась та или иная судьба, предназначенная для каждого из участников гадания.

Темы подблюдных песен предусматривают всевозможные ситуации, которые могут возникнуть в жизни крестьянина: удача и несчастье, богатство и бедность, свадьба и безбрачие, разлука, отъезд из дома, болезнь, солдатчина, вдовство, смерть.

Структура подблюдных песен двухчастна. Первая часть, представляющая собой обозначение судьбы в иносказательной форме, нередко дополняется припевом-возгласом в конце или между строками. Вторая часть является "закрепкой" того, что поется в первой; она имеет характер заклинания.
Например:
                    "А дай, господи, годы добрые.
                              Ой люли!
                    Годы добрые, жито густое,
                    Чтоб было с чего пиво варити,
                    Пиво варити, ребят жанити,
                    Ребят жанити, девок отдавать.

                    Мы кому споем - и тому добро,
                    Кому вынется, тому и справдится.
                    Тому справдится, не минуется".
                    - "Эта песня самая счастливая "
                        (смоленск. - Обрядовая поэзия, 1989, №80, сс.79, 665).

Символика подблюдных песен очень разнообразна, но для носителя традиционной культуры она не представляла сложности: толкование разгадки после спетой песни являлось объяснением только для самых молодых участников гадания, возможно не в полной мере усвоивших нюансы символики образной системы песен; для остальных, присутствующих не в первый раз, толкование "судьбы" было скорее констатацией, чем расшифровыванием.

Разгадки одной и той же песни в разных местных традициях могли различаться по смыслу, например:
                   "Живут мужики богатые.
                              Лады!
                    Гребут жемчуг лопатами.
                              Лады!
                    Кому поем, тому с добром,
                    Кому сбудется, не минуется!" (новг. - Обрядовая поэзия, 1989, №97, с.100).

Эта песня может сулить как богатство, так и свадьбу. Смысл песни в пределах одного подблюдного гадания мог изменяться в зависимости от половозрастных характеристик адресата:
                    "На пороге сижу,
                    За порог гляжу" (Некрасов, 1903, №39,с.68).

Для девушки, достигшей брачного возраста, песня предвещает свадьбу, для пожилого человека - смерть. Или:

"Сидит воробей на перегороде,

Глядит воробей на чужу сторону. - Девке достанется - выйдет замуж; молодой - к отъезду; старому - к смерти; // парню - в армию возьмут" (волог. - Обрядовая поэзия, 1989, №126, сс.107, 667).

Образная система подблюдных песен строится на принципе психологического параллелизма, свойственного традиционному сознанию. За текстом подблюдной песни стоят мифопоэтические представления, связанные с используемым в ней тем или иным образом; эти представления могут вбирать многосторонний комплекс смыслов, некоторые из которых могут быть прямо противоположными.

Тема благополучия и богатства в подблюдных песнях чаще всего связана с образами хлеба и золота, а также с производными от них.

Образ хлеба в традиционной культуре народа, основным занятием которого было земледелие, закономерно становится символом благополучия в широком смысле этого слова. Тем же значением в мифопоэтических представлениях наделяются образы каравая, пирога, зерна, снопа, дежи для замешивания теста, квашонки и под. В подблюдных песнях они символизируют и богатство, и увеличение добра, и плодородие, и брак, и рождение ребенка. Почти все из этих благ может сулить песня:
                    "Мышь пищит, каравай тащит,
                    Да еще попищит, да другой притащит" (Обрядовая поэзия, 1989, №99, с.100).

Мотив золота, в ряде подблюдных песен тождественный по значению мотиву хлеба, реализуется в образах злата-серебра, казны, денег, драгоценных камней, бесценной вещи (шуба кузнеца), чудесной щуки, отмеченной знаком "злата-серебра" и т.п.

Нередко в песнях "приносчиками" хлеба и золота являются мышь, еж, комар, жучок, имеющие в мифопоэтических представлениях хтоническую природу. А так как и золото, и хлеб связаны в народном сознании с "иным" миром (ср.: в сказках все волшебные предметы, отмеченные золотой окраской, имеют потустороннее происхождение: они добываются в "ином" - тридесятом царстве; так же и хлеб: в сказках он появляется либо из "нижнего"мира (его подателем является скатерть-самобранка), либо из "верхнего" (волшебные жернова на небе), то есть всегда - из "иного" мира; в обрядовой же сфере подательницей хлеба считалась земля), то посредническая функция мыши, комара, жука, ежа оказывается вполне закономерной.

Иногда в подблюдных песнях подателями благ выступают Иисус Христос и святые Николай Чудотворец, Илья Пророк, Егорий, также отмеченные иной, нежели человеческая, природой. Появление этих образов в поэзии крестьянских праздников обусловлено тем, что в традиционной культуре они считались основными пособниками крестьян в земледелии и других работах.

Многогранно в подблюдных песнях представлен образ кузнеца, наделенный в народном сознании магической силой и творческо-созидательным характером (в сказках кузнец побеждает черта, Бабу-Ягу, ведьму и других отрицательных персонажей; в играх ряженых перековывает старых на молодых; в свадебной лирике первые кузнецы Козьма и Демьян "куют свадебку"). Поэтому песни, в которых появляется образ кузнеца, сулят удачу, прибыль, свадьбу.

Подблюдные песни, отражающие свадебную тематику, гораздо разнообразнее с точки зрения системы образов, чем песни о благополучии и богатстве. Символика подблюдных песен, предвещающих брак, тесно связана с символикой свадебной обрядности и лирических песен, сопровождающих ее. Одним из основных здесь является образ кольца (символ брака), которое находит девушка или домашние птицы (курочка, кочеток). В большом количестве подблюдных песен используется мотив соединения парных образов, символизирующих жениха и невесту: это и драгоценные камни ("Крупен жемчуг со яхонтом, хорош жених со невестою" - Обрядовая поэзия, 1989, №105, с.102), и два клубка ниток, и два сцепившихся прутика, и клен с березой, и капустка с кочанком, и грибы (груздок с беляночкой), и птицы (целующиеся голубочки, кур с куркой, сокол с соколинкой), и животные (кот с кошуркой, куна и соболь, бобер с куницею) и т.п.

Несомненным источником подблюдных песен о браке является свадебный обряд; разные его этапы отражены в песнях либо прямо, либо иносказательно: приезд сватов ("Идет сваты богатые" - Обрядовая поэзия, 1989, №102, с.101), подготовка к встрече сватов ("Сей, мати, мучицу, пеки пироги" - Обрядовая поэзия, 1989, №110, с.103), изготовление приданого ("Полно тебе, иголочка, в коробочке лежать. Пора тебе, иголочка, дары припасать"; "За столом сидят, сарафаны кроят" - Обрядовая поэзия, 1989, №№115, 113, с.104), расплетание косы ("По саду хожу, голову чешу" - Обрядовая поэзия, 1989, №106, с.102), дорога к венцу ("Стоят саночки-малюваночки // Только сесть на них и поехати" - Обрядовая поэзия, 1989, №120, с.106).

Тема безбрачия в подблюдных песнях раскрывается с помощью одиночных образов девушки, кошечки, колючей сосны или через незавершенность, продолжение того или иного действия ("На печке сижу да ошкурки гложу. Еще посижу да еще погложу"; "На печи сижу, сквозь потолок гляжу"; "На загнетке сижу, долги нитки вожу. Еще посижу - еще повожу" - Обрядовая поэзия, 1989, №№128-130, с.108). Производимые действия не случайно пространственно связаны с печью, так как в традиционной культуре печь является символом отчего дома, семейного очага. Символом продолжения девичества в песне оказывается прядение ("Долги нитки вожу"), являющееся в распределении женского домашнего труда типичным девичьим занятием. В песне "Венички-пошумельнички, еще повисят, еще пошумят" (Чичеров, 1957, с.111) опосредованно нашел отражение свадебный обряд невестиной бани, одним из основных атрибутов которого является банный веник; его невостребованность в сюжете подблюдной песни сулит безбрачие на следующий год.

Тематика разлуки и дороги в подблюдных песнях, означающих набор в рекруты, работу на чужой стороне и под., реализуется в образах полотна (одно из символических значений его в народных представлениях - дорога), средств передвижения (саночки-самокаточки), "заиньки-ковыляиньки" или воробья, соответственно бегущего и смотрящего "на чужу сторону".

Мотив ущербности одежды (растрескавшийся сарафан или короткие, дырявые штаны), образы опустившейся на дно квашни, пьяного мужика, одного голубя, не отвечающего на говор другого, и под. в подблюдных песнях предвещают бедность несчастье, вдовство.

В песнях, сулящих смерть, как и в тех, что обещают свадьбу, используются образы, связанные с соответствующей обрядовой сферой: корыто-коробья-колода-гроб, разрывающееся полотно, раскатывающаяся новина (полотно), беленькие чулочки, рушничок на воротах, холодная баня, лошади, везущие бревно, блин на блюдце. Нередко в песнях о смерти встречается образ вороны, которому в традиции приписывалось значение предвестника смерти или несчастья.

Многие из образов подблюдных песен или их символические заменители использовались и в других видах гаданий, не всегда имеющих словесное оформление. В подблюдных же гаданиях ведущая роль принадлежит слову, подблюдной песне: именно ее смысл является основным показателем ожидаемой судьбы. Такое отношение к слову, имеющему в подблюдных песнях, особенно в "закрепках" ("Кому найдется, тому сбудется, тому сбудется - не минуется"), императивный характер и выполняющему функция заклинания, сближает этот жанр с колядками и заговорами. Источником образной системы подблюдных песен являются различные сферы традиционной культуры: быт и занятия крестьянина, ритуалы, разные жанры обрядового фольклора.
материал подготовлен
Мадлевская Елена Львовна
Страшные гадания
http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2088/3991.htm
"Страшные" гадания - самые опасные из всех святочных гаданий. Одной из причин опасности этих гаданий является их приуроченность к наиболее стихийному периоду Святок - "страшным" вечерам (с 1 по 5 января), когда кончался старый год, и начинался новый. Именно в это время, характеризующееся хаотичностью, зыбкостью и неустойчивостью всего нового в процессе его формирования (времени, пространства, судеб), особую власть, по народным представлениям, получала нечистая сила. Некоторые "страшные" гадания совершались и в Крещение в полдень во время обедни: этот момент был последним рубежом действия нечистой силы.

Другой причиной опасности многих "страшных" гаданий была необходимость вступления в непосредственный контакт с потусторонним миром, во время которого для гадающего возникала угроза со стороны нечистой силы быть утащенным на "тот" свет.

Для "страшных" гаданий выбирались места, где жила или могла появляться нечисть: баня, овин, перекресток дорог, прорубь на реке, церковная паперть (церкви нередко находились в некотором отдалении от жилых домов и даже около кладбища). Такое гадание могло совершаться и в доме, но при этом не должно было быть никого, кроме гадающего.

"Страшные" гадания могли быть и групповыми, и одиночными, но, как правило, их участниками были девушки, достигшие брачного возраста. Они гадали и о судьбе на будущий год в целом, и о своем суженом. Причем особенностью самых "страшных" гаданий было то, что девушка могла максимально точно увидеть образ конкретного человека, своего жениха, которым во время обряда оборачивалась, по поверьям, нечистая сила.

В групповых гаданиях у проруби или на перекрестке дорог девушек сопровождала пожилая знающая женщина, которая объясняла, что нужно делать. В ее функции во время обряда входило вызывание нечистой силы ("Отступитесь, ангелы! Приступитесь, дьяволы!" или "Собирайтесь, все черти, большие и маленькие, из всех озер и болот и расскажите, как год проживет (имя)" - Иванова А.А., 1995, с.4) и защита гадающих: положенные по правилам гадания зачерчивание и расчерчивание участников действа и импровизационные меры в критических ситуациях, угрожающих жизни девушек.

Большинство гаданий на перекрестке, около проруби или церкви были основаны на слушанье. Звон колокольчика, веселое пение в стороне или пение "Исаие ликуй" из церкви предвещали брак в новом году. По лаю собаки, тоже сулящему свадьбу, можно было определить, далеко или близко девушка выйдет замуж, с какой стороны ждать жениха, какой у суженого нрав и какого он возраста (злобный, хриплый лай - жених будет сердитый, старый; а незлобный, звонкий лай - жених добрый, молодой). Звук поцелуя предвещал для девушки потерю чести, а стучание топора, бряканье досок или пение "Со святыми упокой" - смерть.

На слушанье также основано гадание у житницы: если гадающая услышит шум пересыпающегося зерна, то будет жить богато; если же в житнице будет тихо, девушку ждет бедная жизнь.

Одно из "страшных" гаданий в бане или около овина, связанное с обращением соответственно к баннику или овиннику (нечистым духам, хозяевам этих строений), основано на тактильных ощущениях: если девушку по той или иной оголенной части тела погладят голой рукой, быть ей замужем за бедняком; мохнатой рукой тронут - за богатого выйдет; а если никто не тронет - "сидеть в девках" еще год.

Самые "страшные", но одновременно и самые точные гадания основаны на высматривании, так как зрительное восприятие является доминирующим в ориентации человека в окружающем его мире, а во время гадания оно с исчерпывающей полнотой помогает узнать суженого, за зримым образом которого стоит потусторонняя сила. Наиболее опасны эти гадания и потому, что девушка остается один на один с нечистой силой. По большей части высматривание осуществляется с помощью предметов и объектов, обладающих эффектом отражения: зеркала (одно или два), вода в колодце или в проруби. В последних случаях гадающая, заглядывая в воду, покрывается скатертью, символизирующей границу между потусторонним и "этим" миром (см. Подблюдные гадания); так что гадающая во время обряда по сути находится в пределах "иного" мира, откуда должен появится образ ее будущего мужа.

Гадания с зеркалом, являющимся, по народным представлениям, одним из каналов связи с потусторонним миром, могли производиться на перекрестке дорог, в бане, под воротами (становятся между воротных столбов лицом к улице, между ног ставят зеркало так, чтобы в нем отражалась улица, и, наклонясь вниз головой, смотрят в зеркало), дома около печи (одно зеркало кладут на шесток - место между устьем печи и площадкой для топки, - другое просовывают рукой в трубу через вьюшку - приспособление, закрывающее отверстие в трубе печи над топкой, - туда же просовывают голову и смотрят в зеркало на шестке) или у стола, в подполье (стакан с водой ставят на зеркало и смотрят в него через воду).

Наиболее распространенным гаданием с зеркалом является обряд приглашения суженого на ужин в бане или нежилой комнате. Девушка подготавливает два прибора (ножи и вилки никогда не берут, так как в этом случае нечистый зарежет или заколет гадающую), ставит свечи и, смотря в зеркало на отражение окна за левым плечом, приглашает жениха отужинать. В некоторых местных традициях ставили два зеркала - одно напротив другого, и смотрели в образующийся с помощью зеркал коридор, откуда должен был возникнуть образ суженого.

Особенностью всех гаданий с высматриванием жениха является то, что его лицо показывается в том случае, если это незнакомый человек; если же знакомый - то можно увидеть только затылок.

Нечистый в образе жениха может показаться и без зеркала: в Крещение, когда все домашние уходят на водосвятие, девушка начинает мести пол; каждый раз, взмахнув веником вправо, она произносит молитву, а взмахнув влево, ругается с упоминанием нечисти. Затем посредине пола углем проводится черта, и девушка, встав направо, в пространство, отметенное с молитвой, призывает "суженого-ряженого". Лицом к лицу перед гадающей должен появиться нечистый в образе жениха и остановиться на противоположной, левой, стороне.

В "страшных" гаданиях более, чем в других, следовало соблюдать меры предосторожности (см. Гадания). Отправляясь на перекресток или к проруби, гадающие брали с собой для зачерчивания металлические предметы (нож, сковородник, ухват, кочергу и под.), так как металл, по народным представлениям, обладал магической защитной силой. Для предотвращения опасности при появлении нечистой силы из зеркала девушка могла взять петуха и в критический момент сдавить птицу, чтобы та запела, а видение исчезло.

По причине особой опасности "страшных" гаданий их совершали далеко не все, а лишь смелые и решительные девушки. Эти гадания, самые напряженные психологически, являлись и наиболее яркими и запоминающимися. Поэтому значительное количество рассказов о них сохранилось в таком фольклорном жанре, как былички.
материал подготовлен
Мадлевская Елена Львовна

 

Можете предложить еще варианты? Умеете гадать на бараньей лопатке? Пишите.

Ведьма


Вернуться к Главной Ведьме

Rambler's Top100 HotLog Top Magya.ru - вся Магия Женский портал, женский каталог, все для женщин! Palantir